АУ "Редакция газеты "Алатырские вести" Мининформполитики ЧувашииОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Устаревшая версия сайта.

Новый сайт доступен по адресу https://alatvesti.ru/

Богослужение страстной седмицы

В Великий Понедельник, Великий Вторник и Великую Среду в храмах и монастырях на утренней службе вычитываются все 4 Евангелия или только Евангелие от Иоанна, если три первых Евангелия были вычитаны в течение Великого поста. Каждый день служится Литургия Преждеосвященных Даров.

В Великую Среду Церковь вспоминает помазание в Вифании, когда грешница приближается к Иисусу, держа сосуд драгоценного мира, и помазывает им ноги Иисуса, а затем вытирает их своими волосами. Тексты служб этого дня противопоставляют покаяние женщины-мироносицы предательству Иуды. Первая отдает свое богатство Христу и целует его ноги, другой же за деньги предает Христа поцелуем: «Когда грешная принесла миро, тогда ученик соглашался с пребеззаконными. Она радовалась, истощающи миро многоценное. А он спешил продать Бесценного. Она познавала Владыку, а этот от Владыки разлучался. Она освободилась, а Иуда раб был врагу…».

Вспоминая помазание в Вифании, когда Господь отпустил грешнице ее грехи, в этот день в храмах совершается Таинство Соборования или Елеопомазания: «Приблизимся ко Христу как блудница: со всем нашим грехом, и вместе с тем отозвавшись всей душой, всей силой, всей немощью на святыню Господню, поверим в Его сострадание, в Его любовь, поверим в Его веру в нас, и станем надеяться такой надеждой, которая ничем не может быть сокрушена, потому что Бог верен и Его обетование нам ясно: Он пришел не судить мир, а спасти мир».

Службы Великого Четверга посвящены Тайной Вечере, когда Христос совершил свою последнюю трапезу с двенадцатью апостолами. Перед трапезой Христос препоясался полотенцем, взял таз с водой и принялся омывать ноги ученикам. Ученики не поняли в чем дело, Петр возмутился. Но Христос сказал ему: «Если Я не умою тебя, ты не имеешь часть со Мною». Закончив, Христос объяснил ученикам, что этот жест должен послужить им побуждением к служению и смирению: «Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл вам ноги, то и вы должны умывать ноги друг другу. Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Истинно Я говорю вам: раб не больше господина своего и посланник не больше пославшего его». Иногда в честь этого события в кафедральных соборах после Литургии архиереи совершают особый обряд омовения ног священникам.

 Посреди Тайной вечери Христос взял хлеб, благословил его, преломил и дал ученикам, говоря: «Приимите, ядите, сие есть тело Мое». Иначе говоря: «Возьмите и ешьте, это Тело Мое». Затем Он взял чашу с вином, воздал хвалу и дал им пить, сказав при этом: «Пейте из нея все, ибо это Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов». Тайная Вечеря открывает миру последнюю, высшую жертву Сына Божия, так как Христос буквально отдал Свою жизнь за мир - Свое Тело и Свою Кровь. Он отдал их не только за своих учеников, за тех, кто Его знал и любил, но за множество верующих – настоящих и будущих. Жертва Христа исполняет и завершает прообраз, предшествующее знамение, каковым был непорочный агнец, закланный в день еврейской Пасхи, когда Господь освободил Израильский народ от рабства египетскому фараону. Иисус скрепляет Новый Завет Своей собственной кровью, которая пролита за все человечество. Он заменяет кровавые жертвоприношения животных Ветхого Завета Своей единственной и конечной жертвой на Кресте.

В Великий Четверг вечером на службе Страстей Господних («двенадцати Евангелий») читаются двенадцать отрывков из Евангелия, относящихся к Страстям Спасителя. Читается о Его последних молитвах в Гефсиманском саду, о Его аресте и суде, об отречении Петра, который убежал с другими учениками в момент ареста Христа и, в конце концов, о Его распятии и смерти на Кресте. В первом и самом длинном из 12 отрывков – Прощальная беседа Господа: Иисус раскрывает смысл своих страданий своим ученикам. Он открывает Себя как «путь и истину и жизнь», как драгоценный дар Божьей Любви, соединяющий людей с Ним и друг с другом: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».

Вечерня Великой Пятницы («Вынос Плащаницы») посвящается погребению Спасителя. Перед ее началом в середине Церкви устанавливается возвышение – «гроб», украшенный цветами, а на престол помещается Плащаница - тканная вышитая икона, на которой изображено положение во гроб Христа. При пении тропаря про Благообразного Иосифа, который снял тело Господа с Креста, священник поднимает Плащаницу над головой, обходит престол, выходит на середину церкви и помещает ее на гроб. Во всех православных церквах в Великую Пятницу верующие с любовью покланяются Плащанице и несказанной тайне Жертвы Христовой: «Жизнь во гробе полагаешься, о Христе! И лики ангельские со страхом славят Твое погребение. При Твоем распятии раздирается церковная завеса, звезды померкли, о Слове, о Солнце Правды, зря Твое погребение».

В ночь с пятницы на субботу поется 17-я кафизма, которая всегда читается об усопших. Но в эту ночь 118-й псалом является словесной иконой Иисуса Христа как Праведника, Чья жизнь находится в руках Божьих и Кто поэтому не может остаться мертвым. Священником читаются особые припевы, которые приоткрывают нам тайну победы над смертью, сошествие Спасителя в ад и освобождение пленников тьмы: «Ад владычествует над родом человеческим, но власть его не вечна. Ты, Всемогущий, лежащий во гробе, сокрушил еси десницею Твоею царственною узы смерти. Ты проповедал давно спящим истинное избавление, Спасе, ставший первенцем из мертвых».

Утренний Канон Великой Субботы завершается конечной победы Христовой: «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Егоже во чреве без семене зачала еси Сына: восстану бо и прославлюся и вознесу со славою непрестанно, яко Бог, верою и любовью Тя величающия». Во время пения канона Священник поднимает Плащаницу, чтобы вынести ее из храма, и народ с зажженными свечами следует за ним. Крестный ход медленно обходит вокруг храма, свидетельствуя, что вся вселенная очищена, избавлена и восстановлена вхождением Христа Жизнодавца в смерть.

В Великую Субботу перед Литургией читаются 15 паремий, отрывков из Ветхого Завета. Во всех них говорится о деле творения и спасения мира Богом, а также о крещении, потому что в древней церкви во время этой литургии происходило крещение тех, кто готовился к нему Великим Постом.

Перед чтением Апостола мы слышим возглас псалма, который пророчествует о том, что Воскресение Христово будет проповедано среди всех народов: «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех! (ибо Ты наследуешь все народы)». Во время этого прокимена меняются облачения духовенства и престола, покрывала аналоев и икон. Все черное облачение Страстной Седмицы и Великого Поста заменяется белым, все становится светлым – символом Воскресения. После пения прокимена настежь открываются Царские Врата, алтарь сияет светом, и читается первое пасхальное Евангелие: ангел возвещает женам-мироносицам Воскресение, затем они встречают живого Христа, воскресшего из мертвых. И верующие, подобно мироносицам, получают от ангелов Благую Весть и молчаливо ждут ночи, чтобы с радостью и веселием приветствовать ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО.

Руфь КОЛОСОВА.

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика