АУ "Редакция газеты "Алатырские вести" Мининформполитики ЧувашииОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Устаревшая версия сайта.

Новый сайт доступен по адресу https://alatvesti.ru/

Умный в гору не пойдёт…

А. ЛАРЬКИН

Отрывок из повести «Бегущий по краю Луны»

На автобусе по горным дорогам наши герои добрались до главной вершины Кавказа – Эльбруса. Вернее, остановились они в поселке Азау, недалеко от которого по одну сторону высился Эльбрус, а по другую – Чегет.

Крохотный поселок располагался на одном из склонов, переходящих в узкую долину. Снизу хорошо были видны жилые строения, выше которых темнел сосновый лес. Заметили студенты и то, что по правому краю поселка как-будто кто-то гигантским катком прошелся. Толстенные сосны были поломаны, как спички, а ниже широкой полосой сметены постройки. Оказывается, здесь зимой сошла огромная снежная лавина.

Тогда пострадали не только жители Азау, но и под толстым слоем снега погибло пятеро немецких туристов, которые в это время спускались через пологую долину к подножию Чегета.

На противоположном склоне виднелись два одноэтажных здания, обшитых деревянной вагонкой. К ним-то и повёл группу Григорий Александрович. Как оказалось, он здесь уже бывал раньше и знал хорошо некоторых лавинщиков и метеорологов, чья рабочая база как раз располагалась в этих зданиях.

Уже рядом с базой Григорий Александрович дал всем команду подождать, а с собой взял только Алексея Федорова. Пока они двигались к одному из строений, он сообщил Алексею, что они должны встретиться с главным специалистом по лавинам Толгатом Курумбаевым (имя и фамилия изменены). Он обязательно поможет устроить здесь группу на постой.

Когда вошли в помещение, Алексей обратил внимание на открытую дверь кладовки, в которой стояла целая связка горных лыж. В коридоре со стен смотрели чучела голов горных животных. Всё это выглядело очень внушительно.

Из служебного помещения, где слышался голос радиста, работающего в эфире, к ним навстречу вышел крепко сложенный, среднего роста мужчина. Увидев Григория Александровича, он заулыбался. Они крепко обнялись. А Алексей понял, что это и есть Курумбаев. Куратор представил хозяину своего подопечного.

Они прошли в жилую половину, где была оборудована уютная спальня и просторная кухня. Гости расположились за невысоким столиком, на который Толгат быстро собрал закуску и фрукты. В центре водрузил бутылку хорошего коньяка.

Пока пили по чуть-чуть за встречу, Алексей молча и с уважением слушал беседу старых друзей. Была заметна нескрываемая энергия и настоящая мужская закваска в новом знакомом. И Алексей был рад такому знакомству.

Они сидели втроем, беседуя о жизни и делах, и никто не мог тогда предположить, что через несколько лет этого мужественного человека не станет…

Толгат вместе со своим другом, профессором Московского университета, будут совершать восхождение на один из пиков Памира. В полном альпинистском снаряжении они выйдут на ледник восточного склона. И здесь на высокой отметке у московского профессора случится приступ острого аппендицита. Курумбаев практически на себе попытается спустить пострадавшего вниз. Но на одном из обледенелых уступов они сорвутся в пропасть…

После того, как вся группа была устроена в нескольких свободных помещениях, ребята и девчата перекусили на скорую руку. Ни у кого особой усталости не чувствовалось. Поэтому все дружно решили отправиться к Эльбрусу.

Там у подножья небольшая группа альпинистов как раз занимала место в кабине фуникулёра – подъемника на канатной тяге. Вторую подошедшую кабину заняли наши географы:

– Ну, что – умный в гору не пойдёт, умный в гору поедет! – заметил вслух Жора Крайнов.

– Так, особо разговорчивые сейчас пешком пойдут, – улыбнулся Григорий Александрович.

У него, как и у других, было хорошее настроение. Да и окружающие красоты добавляли позитива.

А кабина фуникулёра уже двигалась над глубокой пропастью. Девушки группы, чувствуя головокружение, отодвинулись от окон. Люба Марьина невольно схватила за руку Алексея Федорова. Тот, заметив бледность на её лице, слегка полуобнял девушку. Москалёв подмигнул ему, но решил обойтись без шуток. Да и другие не особенно заострили внимание, зная симпатии Марьиной к Алексею. Тот давно приглядывался к этой симпатичной, спокойной девушке. Она совершенно не была похожа на тех «вертихвосток», которые набивались ему в подруги.

Вскоре они достигли остановки. Это был «Приют одиннадцати» – альпинистская стоянка, которая когда-то считалась промежуточным лагерем, а сейчас была оборудована и для посещения туристов.

Выше уже начинались ледники, и восхождение на главный пик можно было совершить только со специальным снаряжением.

Местный инструктор, дав последние наставления той самой группе альпинистов, которые опередили на подъемнике студентов, подошел к нашим географам. Поздоровался.

– Если хотите, то до ледников можете вместе с ними подняться, – кивнул он на альпинистов. – Дальше вам нельзя!

– А вот тот старик с бородой среди них, он что, тоже альпинист? – С этим вопросом, конечно, обратился Федоров.

Все переключили внимание на пожилого горца с посохом, возглавлявшего квартет альпинистов.

– Это опытный проводник, и поведет он их на самую вершину, – ответил инструктор и улыбнулся.

– Знаете сколько ему лет? Ни за что не догадаетесь. Ему 106 лет от роду, и он ещё любому молодому вперед фору даст!

Все только ахнули. Такой долгожитель и на равнине – редкость, а здесь на крутых вершинах – просто уникум.

Студенты, побродив по каменным уступам, долго наблюдали, как альпинисты с проводником уходили в сине-свинцовое небо. Глаза слепили белоснежные ледники. Некоторые из ребят разделись по пояс, чтобы позагорать под ярким солнцем.

На второй день студенты на «канатке» поднялись на Чегет. Здесь тоже было, на что посмотреть.

Дальше их ожидала поездка в Тибердинский заповедник, а оттуда – в Домбай на известный горнолыжный курорт. Это живописное местечко они решили оставить напоследок, чтобы затем покороче было добраться через Большой Кавказский хребет до Сухуми. Там вдоль побережья Черного моря доплыть до Геленджика, дальше – до Новороссийска и, наконец, вдоль Керченского полуострова до Одессы. Вот такой замысловатый маршрут предстояло преодолеть нашим путешественникам.

А пока, хоть и говорил Жора Крайнов, что умный в гору не пойдёт, пришлось им полазить по разным вершинам. Высоты выбирали небольшие, 1000-1500 метров. Все они предваряли «трех» и «пятитысячники». Но и эти горки, что называется, укатали сивку. Изрядно попотели географы.

Всё это осталось на узкой пленке старенькой кинокамеры, которой умело владел Иван Мотылев. И то, как парни пыхтели с высунутыми языками на крутых склонах, и как девушки цеплялись за них, приседая от усталости. Одно утешало, что впереди их ждал морской круиз. И пусть хоть на видавшем виды стареньком катере, но для студентов и это здорово!

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика