Как-то невзначай, готовясь к городскому конкурсу историко-краеведческих работ «Живая старина», я обнаружила, что в этом, 2011 году, мы его проводим в десятый раз. Да, вроде небольшой юбилей, надо подводить итоги… А когда взглянула на списки всех работ за 10 лет, вспомнила не только их содержание, но и усилия ребят и педагогов-исследователей, поняла, что за всем этим стоит, не побоюсь этого слова, подвижничество.
Зная нашу школьную программу по культуре родного края, с одной стороны, и более чем 500-летнюю историю Алатыря и Алатырского района – с другой, вижу, что как-то очень тихо и незаметно исчезает «технология» передачи истории и культуры нашей малой родины подрастающему поколению. И за малую родину становится обидно.
Не претендуя на какие-то похвалы и комплименты, скажу, что городской конкурс историко-краеведческих работ «Живая старина» занимает определенное место в изучении и сохранении родной истории.
Итак, факты. За 10 лет создано более 100 исследовательских работ. Из них: более 30 написаны о судьбах замечательных людей, более 10 - о святынях города, около 20 посвящены родословному древу, более 10 исследовали диалектику и топонимику Алатыря, более 10 описывали художественную культуру. За 10 лет в конкурсе приняли участие более 160 ребят. Цифры небольшие. Но за ними – изучение неизученного, и потому «цена» некоторых работ высока. Напомню эти открытия школьников: архидьякон Константин Розов, уроженец села Жданово Симбирской губернии, учившийся в Алатыре, известный на всю Россию бас, служивший вместе с Патриархом Тихоном в начале XX века; священномученик иерей Емельян Киреев, служивший в Крестовоздвиженской церкви г. Алатыря и расстрелянный за веру в 1941 году за Сурой; подробно зафиксированная история алатырских церквей – Казанской Божией Матери, Усекновения главы Иоанна Предтечи, Свято-Духовой пустыни; истории храмов в селах Алтышево, поселке Восход; описание и воспроизведение древнего обряда из Стемас «Похороны Костромы»; бытовых песен из сел Иваньково и Ахматово; запись духовных стихов; анализ творчества алатырской художницы Натальи Судникович; родословные алатырских семей и др. Все эти работы и многие другие, неперечисленные, содержат факты, нигде не упоминавшиеся!
Неоценим труд педагогов, которые все десять лет терпеливо и мужественно занимались исследовательской работой. И.Г. Сарбаева, учитель истории и КРК МОУ «СОШ №3»; Н.М. Черкесова, учитель истории МОУ «СОШ № 11»; Т.И. Киляшова, учитель КРК МОУ СОШ с. Иваньково-Ленино; Е.Н. Маркина, учитель истории МОУ «Гимназия № 6»; Ф.М. Нестеров, учитель КРК МОУ СОШ с. Алтышево; С.В. Лисина, учитель истории и КРК МОУ «СОШ
№ 9»; Е.Н. Елизарова, Л.П. Кармишина, преподаватели АТЖТ, – всех их по праву можно назвать настоящими гражданами России, радетелями в деле воспитания ребят на основе исторических традиций.
Замечательно, что у конкурса «Живая старина» есть мудрые наставники: иерей отец Олег Востриков – настоятель Ивер-ского храма, филолог по образованию; Н.П. Головченко – директор Алатырского художественного музея, краевед; М.В. Краснова – научный сотрудник Алатырского краеведческого музея. Их руководство и советы помогли поднять рецензирование работ и проведение защиты на необходимый научный уровень.
Итогом десятилетнего труда будет учебный материал по предмету «Культура родного края» - комплект (брошюра с диском), включающий в себя наиболее значимые работы конкурса.
Всем участникам конкурса «Живая старина» хочу пожелать здоровья, крепости духа и дерзновения!
С наилучшими пожеланиями, организатор конкурса, преподаватель мировойхудожественной культуры и культуры родного края МОУ «Гимназия № 6»
С. Мигунова.