Из всего широкого спектра вопросов курса ОПК я хотел бы затронуть только один. Это вопрос подготовки к семейной жизни. Поскольку первый курс техникума соответствует десятому классу школы, то вопросы брака, семьи, любви для студентов очень актуальны. Я не случайно расставил слова в такой последовательности – брак, семья, любовь. Наша современная статистика говорит о том, что наша молодежь вступает в брак, еще не успев разобраться, любят они или нет, или их понятия о любви не соответствуют действительности. Процент разводов по Алатырю за 2010 год более 50%, а по Алатырскому району близок к 100%. Это говорит о том, что наша молодежь вступает в брак абсолютно неготовой или дезориентированной относительно целей и смыслов самого брака.
В настоящее время вопрос просемейного воспитания имеет статус проблемы государственной безопасности и является причиной демографической катастрофы нашей страны. Необходимо создавать систему восстановления традиций подготовки к семейной жизни. Почему восстановления? Потому что традиции жизни в многодетной семье утеряна. Маме, например, в такой семье нужно быть настоящим стратегом и управленцем (менеджером). Ей каждый день нужно распределять обязанности, помирить и занять своих детей, решить, с кем из детей первым учить уроки. Если она не видела этого в своем детстве, то ей придется изобретать велосипед. Семейное воспитание нужно начинать с воспитания самих матерей. Нам видится, что первой ступенью в такой системе должно быть обучение беременных женщин. Они очень мотивированы и настроены на рождение ребенка, имеют свободное время. Хорошо бы при родильных домах в школу материнства включать беседы по программе воспитания до рождения, встречи со священником. Такая работа уже проводится в ряде регионов. При храмах или в специальных комнатах при роддомах проводятся молебны о благополучном разрешение беременности, молебны о даровании дитя для бесплодных или покаянные молебны о совершенных абортах. Вторая ступень - это воспитание в младенческом возрасте, участие в таинствах как ребенка, так и самой матери, изучение колыбельных песен. Третья ступень – детский сад, здесь мы видим успешный опыт внедрения программы «Истоки». Четвертая ступень – школа (младшие, средние, старшие школьники, студенты). Пятая – молодожены (беседы в ЗАГСе, беседы о смысле и целях христианского брака), молодые родители. Шестая – беседы с дедушками и бабушками. К сожалению, сплошь и рядом мы имеем ежедневные внушения бабушки молодым на тему планирования семьи (отказа от деторождения). Как результат такой работы, смертность в Алатыре превышает рождаемость в 1,7 раза, а в районе – в 3 раза. Кто будет жить на нашей территории через 30 – 50 лет – большой вопрос.
Курс ОПК охватывает четвертую ступень в этой системе, и только старший школьный возраст или первый курс техникума. Наши уроки мы начинаем первого сентября, когда на общей линейке, поздравляя первокурсников с поступление в наш техникум, я уже пытаюсь провести параллель с тем, что они в своей жизни уже делают первый серьезный выбор и, возможно, на всю жизнь. Это напоминает свадьбу, когда ты связываешь свою жизнь с другим человеком на всю жизнь. И если здесь многие поступившие еще до конца не осознали своего выбора и его последствий, в брак, как мы видим, некоторые также вступают, еще не вполне осознав для себя серьезность этого шага. Свадьба должна была бы являться настоящим экзаменом, как для выпускника, а не первокурсника.
Наш курс состоит из трех частей: основы духовной безопасности, традиционная культура семьи и праздничная или бытовая культура христианства. Начиная с первой части, мы говорим о вере как по отношению к Богу, так и по отношению к другому человеку. Вера в Бога начинается с доверия к Его словам, к Его промыслу о моей жизни. Так и дружба начинается с доверия к другому человеку. Вторая стадия развития межличностных отношений – вера, рождающаяся от опыта отношений. Могу ли я доверять этому человеку, надежен ли он, верен ли? Вот те вопросы, на которые должен дать ответ человек как по отношению к другу, так и по отношению к Богу. Третья стадия веры – абсолютное доверие или любовь. Так вера выражается и по отношению к Богу, и по отношению к человеку. Обязательным вопросом нашего курса является разбор таких понятий, как любовь и влюбленность. Важными вопросами нашего курса является рассмотрение отличий и смыслов юридической регистрации брака и венчания, как духовного благословения семьи. Мы также рассматриваем «подводные камни» брака, о которые может разбиться семейный корабль. Это измена, так называемое «планирование» семьи, а проще - отказ от деторождения, аборт и его разрушительные последствия для души и тела человека.
Протоиерей Андрей САВЕНКОВ.