В начале июня вышла из печати новая книга алатырского прозаика Анатолия Бузлаева «Опрокинутый мир: пробуждение». Думаю, немногие алатырцы о нем знают. Поэтому предоставим для начала слово ему самому:
«Родился я… Как привычно и скучно звучат эти слова. Неужели это кому-то может быть интересно? Об этом написано в свидетельстве о рождении, в паспорте, во множестве других документов. Об этом наверняка напишут на надгробном камне…
Но нигде и никогда не будет написано правды о том, что я за человек, как прожил эту жизнь, и почему именно так, а не по-другому. И не потому, что я такой скрытный и таинственный, а потому что и сам о себе, настоящем, почти ничего не знаю.
(Интересно, а кто-нибудь знает о себе всю правду? Кто-нибудь смог заглянуть в тайники своей собственной души и правильно, непредвзято истолковать то, что там скрыто от постороннего глаза? Думаю, немного таких людей. А те, что мне известны – Авва Дорофей, Иоанн ествичник, Серафим Саровский и др., от глубокой древности и до последних дней – все святые, все канонизированы. А мы – святые?..То-то).
Словом, родился, учился, женился, что-то писал без особой нужды, зачем-то печатался. Даже книжку стихов издал для удовлетворения гордости житейской. Потом поумнел. Во всяком случае, мне так кажется. И начал писать книгу «Опрокинутый мир», для которой жил предыдущие пятьдесят с лишним лет. Думаю, она расскажет обо мне лучше, чем любая автобиография.
И напоследок: тем, кто по выражению А.С. Пушкина «всегда доволен сам собой, своим обедом и женой», эту книгу читать не рекомендую; может испортиться настроение, аппетит и прочие жизненно важные функции организма. Эта книга для тех, кто хочет жить «не хлебом единым», для кого жизнь духовная выше животной. Им я выражаю свое уважение и посвящаю свое слово».
Книга имеет длительную и драматичную предысторию, напоминающую чем-то первую публикацию «Мастера и Маргариты». Действительно, аналогий со знаменитым романом Булгакова читатель в новой книге обнаружит более чем достаточно, впрочем, как и с «Фаустом» Гете. Однако дело не в литературных реминисценциях, а в том, что алатырцы с пользой для себя смогут познакомиться с новой – алатырской версией древнего как мир сюжета – купли-
продажи человеческой души.
Главный герой романа молодой адвокат Андрей неожиданно для себя сталкивается с невидимым миром, проявляющим к его персоне чрезвычайный интерес. Более того, он понимает, что от его выбора в конечном итоге зависит судьба не только его любимой, но и всего
человечества. Он вступает в схватку с силами зла…
Увлекательные события происходят на фоне хорошо узнаваемых жителями города мест - мужского и женского монастыря, Прудка, алатырских улиц. Чем окончится поединок со злом? И где это зло прописано, не в собственной ли человеческой душе? Мучительные поиски главного героя смысла бытия, истоков зла, путей спасения рода человеческого и своей души держат в напряжении читателя на протяжении всего романа.
Особого внимания заслуживают художественные особенности романа. Перед нами прекрасная русская проза, сочный, образный язык. Автор представляет в романе весь арсенал художественных средств: юмор, ирония, гротеск, фантасмагория, острый, динамичный сюжет. Но за блестящей литературной формой кроется, в сущности, богословское осмысление феномена зла в природе человека. Русскому писателю, пережившему катастрофу 90-х годов, действительно, есть что осмыслить и что высказать миру.
Священник Олег ВОСТРИКОВ.