Какая главная задача родителей? Конечно, воспитание своих детей. Как пелось в
песне 70-х годов, «ведь главное, мы - родители, а все остальное потом». Но часто, к сожалению, в современном мире, как показывает практика, на «потом» остаются именно дети.
Что является главным в воспитании детей? Как это ни странно может показаться на первый взгляд, главным в воспитании является вопрос: «В чем цель моего воспитания?», и чем чаще родитель задает себе этот вопрос, тем качественнее идет процесс воспитания. Почему? Во-первых, определяя цель воспитания, мы должны определить свои жизненные цели, жизненные смыслы и ценностные ориентиры. То есть, мы должны обратиться к важным, базовым, глубинным переживаниям своей личности, потому что невозможно поставить ясную, осознаваемую цель, не представляя смысл этой цели, не отвечая на вопрос, для чего я должен взращивать те или иные качества в моем ребенке. Невозможно воспитывать ребенка, не определяя смысл воспитания, его цели и перспективы, а для этого необходимо понимание смысла жизни самого воспитателя. То есть стержневой основой воспитания является понимание воспитателем своего смысла жизни. Вопрос: «В чем цель моего воспитания?» заставляет родителя обратиться к себе, что я представляю из себя как личность, к чему я стремлюсь, чего я хочу, что для меня является главным в жизни?
Во-вторых, определяя цель, мы увидим путь, по которому должны идти, и куда приведет этот путь, какие методы и приемы мы должны взять на вооружение, чтобы достигнуть ожидаемого результата.
Так должно быть. Но в жизни часто бывает не так, родители не задаются такими вопросами, и процесс воспитания идет стихийно, куда вынесет. Воспитание уподобляется кораблю без руля. Результаты такого подхода в своей профессиональной деятельности педагога-психолога приходится видеть часто. И когда начинаются серьезные проблемы, родители оказываются в полной растерянности (несет на скалы, а руля то нет!) и задают один и тот же вопрос: «Скажите, что мне делать со своим ребенком?».
К сожалению, этот вопрос приходится слышать не только от матерей, но и от полных сил и здоровья отцов, которые оказываются совершенно бессильны что-либо изменить в поведении своих чад.
Весь опыт работы педагогов и психологов показывает, что многие проблемы детей – это прежде всего проблемы внутренней душевной и духовной жизни родителей, их смысловых, ценностных ориентиров. И поэтому прежде, чем задать вопрос: «Что мне делать со своим сыном?», надо спросить: «Что мне делать с самим собой?». Очень важно понять, если что-то происходит с моим ребенком, значит, что-то не так со мной. Процесс воспитания только тогда имеет положительный результат, когда он идет параллельно с процессом самовоспитания воспитателя. И вопрос: «В чем главная цель моего воспитания?» невольно заставляет воспитателя искать пути собственного развития и совершенствования.
В. ДУШЕНЬКИН, педагог-психолог МОУ «Гимназия № 6».