Священномученик Илия родился в 1882 году в селе Хормалы Цивильского уезда Казанской губернии (ныне Ибресинского района Чувашии) в семье крестьянина Измаила.
В семье было 5 детей. Илия обучался в церковно-приходской школе и с детства пел в церковном хоре. Повзрослев и набравшись клиросного опыта, сам стал управлять хором. В 1910 году Илия состоял в обществе трезвости. В 1916 году был призван в армию и вернулся по окончании войны. Увлекшись идеей свободы, в 1918 года стал председателем Волостного земельного комитета, а с 1918 по 1920 год служил в Волостном исполкоме. В 1925 году Илия без вступления в брак принимает сан священника от епископа Алатырского Германа (Кокеля). Епископ Герман тогда находился в ссылке в селе Козья Слобода, недалеко от Казани, поэтому хиротония состоялась там. Бывший тогда священник села Хормалы Краснов примкнул к обновленческому движению и по прибытии в Чувашию епископ Герман (Кокель) вместе с православными людьми изгнал Краснова и поставил настоятелем православного священника Илию Измайлова. В этом же году отец Илия был лишен избирательных прав, «как служитель культа».
В феврале 1930 года власти закрыли храм в селе Хормалы, но церковный совет, в котором священник Илия Измайлов состоял секретарем, написал заявление во ВЦИК, где изложил неправильность закрытия церкви. Храм был вновь открыт, и отец Илия продолжил священнослужение.
25 марта 1932 года отец Илия был арестован и заключен в тюрьму города Цивильска. Обвинялся по делу группы «Истинно-Православной Церкви», возглавляемой в Чувашии архимандритом Агафопусом (Етрухиным).
На всех допросах священник держался мужественно и виновным в предъявленных обвинениях себя не признал.
Священник в числе других проходящих по данному делу был приговорен Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ по Нижегородскому Краю по статье 58 пункта 10 к 3 годам ссылки в Казахстан. Отец Илия был направлен по этапу в Западный Казахстан. Местом ссылки священника стал поселок Жилая Коса Гурьевской области. Отбыв ссылку, 24 марта 1935 года он вернулся в родное село.
В то время храм в селе был закрыт, и отец Илия вместе с членами церковного совета настойчиво ходатайствовал об открытии церкви перед властями, продолжая совершать богослужения на дому. В сентябре 1936 года епископ Чебоксарский Владимир (Юденич) предлагал отцу Илие свободное место священника в одном из приходов епархии – селе Солдыбаево Козловского района, но отец Илия отклонил это предложение, веря, что будет открыт храм в селе Хормалы. Были даже заготовлены строительные материалы для ремонта церковного здания.
Попав в первую волну массовых репрессий 1937 года, священник Илия был арестован 4 августа и заключен в тюрьму города Алатыря.
В этот же день в 13 часов дня начался первый и единственный допрос, на котором следователь спрашивал:
– Расскажите, понятно ли Вам зачитанное постановление о предъявлении Вам обвинения и объясните причину неподписания этого постановления?
Обвиняемый отвечал:
– Зачитанное постановление о предъявлении мне обвинения понятно, но от подписи мной этого постановлении я отказываюсь в силу того, что виновным себя не признаю.
Допрос длился 5 с половиной часов и был окончен в 18 часов 35 минут.
Одного из лжесвидетелей-колхозников следователь спрашивал:
– Расскажите подробно, какие факты антисоветской агитации и деятельности Вам известны со стороны бывшего попа Измайлова Ильи и других церковников?
– Конкретно фактов антисоветской агитации привести не могу, но мне известно об их антисоветской деятельности. Бывший поп Измайлов Илья повседневно занимается организацией церковного актива по открытию церкви, хотя церковь в данное время фактически не работает, а он работает, а именно, прямо на дому, где он живет, проводит крестины, отпевает, а также постоянно ходит по дворам, а равно и в соседние деревни. Все это делается, хотя Измайлов попом в Хормалах и не состоит. Измайлов занимается организацией женщин, например, жена члена ВЛКСМ Васильева Кузьмы тайком от мужа в дому Измайлова крестила ребенка. Весьма характерным фактом нужно считать случай организованного выступления женщин на общем собрании граждан 31 мая сего года вечером, где ставился вопрос о существовании Христа, докладчик был из Чебоксар. Выступая после доклада, они открыто требовали об открытии церкви, я это говорю по словам присутствующих граждан, сам участия не принимал.
Из показаний другого лжесвидетеля:
– Какие факты антисоветской и контрреволюционой подрывной деятельности Вам известны со стороны попа Измайлова Ильи?
– Поп Измайлов в 1932 году за антисоветские и контрреволюционные подрывные действия был сослан и вернулся только в начале 1936 года. По приезде из ссылки свою антисоветскую деятельность не прекратил, а стал проводить даже открыто. Измайлов Илья как поп в селе Хормалы не числится и на учете не состоит, но несмотря на это проводит богослужения и другие церковные обряды, но все это у него проводится не в церкви, а по отдельным частным домам. Он часто выезжает по соседним деревням по вызову. Свое такое бродячее положение использует для проведения антисоветской агитации среди населения. Он всеми мерами старается противопоставить все проводимые мероприятия путем организации единоличников, а также и колхозников, чтобы они организованно выступили за открытие церкви. Доказательством этому можно привести один конкретный факт. Точно какого числа сейчас не помню, летом настоящего года было проведено собрание граждан, где ставился вопрос на антирелигиозную тему. В целях противопоставления этот поп Измайлов вместе со своим активом организовали женщин и других на собрании выступить организованно за открытие церкви, и на собрании в действительности кричали хором, не давая даже закончить доклад. Кроме того, поп Измайлов чрез посредство близких ему лиц распространяет всякие контрреволюционные клеветнические слухи о колхозах и о советской власти.
В предъявленных обвинениях отец Илия виновным себя не признал. 7 сентября священнику было предъявлено обвинительное заключение по статье 58 пункта 10, и 8 сентября тройка НКВД Чувашской АССР приговорила священника к расстрелу.
Священник Илия Измайлов был расстрелян в ночь на 17 сентября 1937 года в подвале одного их зданий НКВД города Алатыря и погребен в общей могиле на территории двора НКВД.