Первая радость праздника коснулась нас в храме Иверской Божией Матери, куда накануне архимандрит Василий, любимый всеми батюшка, привез для прославления из Чебоксар главу священномученика Илии. Каждого, кто был в храме на этой службе, тронула и удивительная теплота, и проникновенность, исходившая от сослужащих батюшек, дорогих нашим сердцам, и дивное пение хора, и красота, и выверенность каждого слова акафиста, и единение сердец, царившее в храме. Это была удивительно красивая служба. Она закончилась проповедью архимандрита Василия о братолюбии и служении Вере Христовой, которым мы должны учиться у новомучеников российских и благоверных князей Бориса и Глеба. В храме было тепло и светло, а на улице собирались тучи, и к ночи забарабанил по окнам дождь.
А утром – маленькое чудо! Не дождь, а утреннее яркое солнце и синее небо подбадривающе торопили нас на службу в храм села Чуварлеи. Добрый, светлый, просторный, он радостно вместил всех, кто хотел разделить этот праздник – и своих постоянных прихожан, и тех, кто пришел ради престольного праздника, храм принял всех одинаково радушно и соединил в одну молящуюся семью. Службу возглавил благочинный Алатырского округа дорогой батюшка Владимир. Все, кто хоть однажды слышали его проповедь, знают, как бесценны его слова, и ждали его проповеди. «Крестный ход – это наша малая жертва любви к Богу», - сказал он нам, и с этими словами в сердце мы и тронулись в путь к источнику.
… Любовь к Богу. А как же можно не чувствовать эту любовь, когда все вокруг говорит о любви к Творцу, и красота русской земли - живое свидетельство Его любви к нам. Дорога сначала вела нас лесом, и мы любовались его звенящей радостной силой и мощью, потом дорога вывела нас в поле, и созревшие колосья склонялись перед идущими впереди нашего Крестного хода святынями. Дорога теплая и сухая – снова чудо! Как хорошо идти по ней босиком! Прозрачная синева неба, причудливые барашки облачков, золотые колосья, зеленая кайма леса - истинный русский пейзаж, дающий душе тишину и мир. Дети беззаботно шелушили колоски и грызли зернышки. А у меня перед глазами стояли лапти из Краеведческого музея Алатыря, в которых было насыпано по щепотке зернышек – то, что можно было принести крестьянам с поля домой в голодные годы.
Так и Господь ходил со своими учениками мимо пшеничных полей и учил их притчами о сеятеле, о зернах, о времени жатвы… Идет и наш Крестный ход – впереди хоругви, за ними – хор, за ними – батюшки, освящающие наш путь, а потом и весь честной народ. И плывут над полями слова молитв и старинных духовных песен. На мгновение мне показалось, что и этот лес, и колоски, и дорога – они соскучились по этим песням, по возгласам батюшек: «Господи, помилуй!» и нежным распевам Богородичных молитв; они радуются за нас, что русские люди наконец-то снова делают то, что им Богом положено делать, и природа славит Бога уже не в своем величавом одиночестве, а вместе с человеком. Солнышко припекает, а отец Георгий, настоятель Чуварлейского храма, радостно окропляет нас святой водой из ведра - силы наши укрепляются, дух ободряется, и дорога наша легка.
И вот уже впереди виднеется часовенка у источника.
Отслужили молебен, прочли акафист святым мученикам Борису и Глебу. Отец Георгий рассказал нам об обретении чудотворного источника. Ведь за годы безбожия люди успели забыть, где тот самый источник, что забил на месте явления иконы святых Бориса и Глеба. Батюшка долго искал его, расспрашивал местных жителей, но все тщетно. Однажды за трапезой в день празднования перенесения мощей благоверных князей одна местная жительница сказала, что знает в этих местах один источник, который народ считает святым. Отец Владимир тут же благословил все разузнать про этот источник и найти его. В тот же день источник нашли, потихоньку стали расчищать, совершать молебны каждое воскресенье, и он забил с новой силой. Когда его хотели углубить, обнаружили старинный сруб, что подтверждало древность этого места.
Но тот ли это источник, который так долго искали, или какой-то другой? Как узнать, здесь ли обрели икону Бориса и Глеба? И сам Господь вложил в сердце отца Георгия ответ на этот вопрос. В акафисте благоверным князьям есть такие слова: «корене правоверия ветви богонасажденныя…». Поднял батюшка глаза – и увидел два стройных красавца-дуба, выросшие из одного корня, да еще один другому словно руку на плечо положил – протянул ветвь, будто обнимая своего брата. Глядя на эти дубы, невозможно не видеть их «одушевленность». Каждый, кто бывает на этом источнике, обязательно прикладывается к дубкам-братьям, как к явному знаку Божьего провидения.
Батюшка закончил свой рассказ, и вот уже мы стоим в этом святом месте, совершенно по-новому глядя на все вокруг. Обычная лужайка с купелью и колодцем, обрамленная деревьями, вмиг превратилась в место присутствия Господа и Его святых угодников. И дубы смотрят на нас уже совсем не так, как обыкновенные деревья, а как великаны-братья, и источник наполнен чудотворной силой. «По вере вашей да будет вам…». Радостные паломники пьют святую воду, осеняя себя крестным знамением, и бодро толпятся у входа в купель. Кто узнает, сколько болящих получили сегодня избавление или облегчение скорбей, сколько душ наполнились живительной силой и согрелись надеждой, сколько «маленьких» чудес произошло на этом осиянном благодатью Божией островке?
Заботливые бабушки из прихода отца Георгия напекли в честь праздника вкуснейших пирогов и устроили настоящий пир для всех пришедших к источнику. Мы делимся пирогами, преломляя и преломляя их, а пироги все не заканчиваются, и бабушки достают все новые корзинки. Вот она - русская щедрость души, когда все делается не от избытка средств, а от избытка добра и любви. Шум и плеск воды постепенно стихает, все умиротворенно рассаживаются на скамеечки и на травку, чтобы отдохнуть перед обратной дорогой, и тут те же бабушки затягивают песни – старинные духовные стихи и молитвы.
И вот новое чудо – молоденькие девочки из Москвы начинают петь им в ответ еще более старинные русские духовные стихи, представьте себе – подлинные древние распевы Курской губернии! И снова чудо это – «обыкновенное», потому что эти девочки - из московского ансамбля «Веретенце». Руководит ансамблем Елена Алексеевна Краснопевцева, которая вот уже 30 лет собирает и бережно хранит курскую традицию. Ансамбль, уже хорошо известный на алатырской земле, вновь приехал на приход к отцу Олегу в Иверский храм для послушаний и молитв в православном лагере, созданном трудами и заботами благочинного г. Алатыря отца Владимира.
И вот девочки поют удивительно пронзительные духовные стихи, бабушки плачут, а потом начинают подпевать своими красивыми сильными голосами, вплетая их в девичье многоголосие. И рождается что-то совсем новое, поразительное, неподдающееся описанию словами. Обычно в фольклорных экспедициях молодежь слушает бабушек и учится у них, а здесь… Один из батюшек расчувствовавшись говорит: «Жива Русь! Жива!».
И все мы понимаем, что жива она, пока идут по нашей земле Крестные ходы, освещающие наши бескрайние поля, могучие леса, наши тихие плавные реки, чудотворные источники и нас самих. Пока звучат под нашими лазурными небесами слова древних православных молитв и дивных песен, пока тихо и непрестанно молятся монахи, пока живут деревенские храмы, пока дети с любовью поют свои родные песни, пока мы умеем видеть чудеса Господни, пока впереди своего шествия по жизни мы несем Православный Крест.
Ольга СКРИПНИК (г. Москва).