АУ "Редакция газеты "Алатырские вести" Мининформполитики ЧувашииОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Устаревшая версия сайта.

Новый сайт доступен по адресу https://alatvesti.ru/

Крестный ход к святым братьям

Первая радость праздника коснулась нас в храме Иверской Божией Матери, куда накануне архимандрит Василий, любимый всеми батюшка, привез для прославления из Чебоксар главу священномученика Илии. Каждого, кто был в храме на этой службе, тронула и удивительная теплота, и проникновенность, исходившая от сослужащих батюшек, дорогих нашим сердцам, и дивное пение хора, и красота, и выверенность каждого слова акафиста, и единение сердец, царившее в храме. Это была удивительно красивая служба. Она закончилась проповедью архимандрита Василия о братолюбии и служении Вере Христовой, которым мы должны учиться у новомучеников российских и благоверных князей Бориса и Глеба. В храме было тепло и светло, а на улице собирались тучи, и к ночи забарабанил по окнам дождь.

А утром – маленькое чудо! Не дождь, а утреннее яркое солнце и синее небо подбадривающе торопили нас на службу в храм села Чуварлеи. Добрый, светлый, просторный, он радостно вместил всех, кто хотел разделить этот праздник – и своих постоянных прихожан, и тех, кто пришел ради престольного праздника, храм принял всех одинаково радушно и соединил в одну молящуюся семью. Службу возглавил благочинный Алатырского округа дорогой батюшка Владимир. Все, кто хоть однажды слышали его проповедь, знают, как бесценны его слова, и ждали его проповеди. «Крестный ход – это наша малая жертва любви к Богу», - сказал он нам, и с этими словами в сердце мы и тронулись в путь к источнику.

… Любовь к Богу. А как же можно не чувствовать эту любовь, когда все вокруг говорит о любви к Творцу, и красота русской земли - живое свидетельство Его любви к нам. Дорога сначала вела нас лесом, и мы любовались его звенящей радостной силой и мощью, потом дорога вывела нас в поле, и созревшие колосья склонялись перед идущими впереди нашего Крестного хода святынями. Дорога теплая и сухая – снова чудо! Как хорошо идти по ней босиком! Прозрачная синева неба, причудливые барашки облачков, золотые колосья, зеленая кайма леса - истинный русский пейзаж, дающий душе тишину и мир. Дети беззаботно шелушили колоски и грызли зернышки. А у меня перед глазами стояли лапти из Краеведческого музея Алатыря, в которых было насыпано по щепотке зернышек – то, что можно было принести крестьянам с поля домой в голодные годы.

Так и Господь ходил со своими учениками мимо пшеничных полей и учил их притчами о сеятеле, о зернах, о времени жатвы… Идет и наш Крестный ход – впереди хоругви, за ними – хор, за ними – батюшки, освящающие наш путь, а потом и весь честной народ. И плывут над полями слова молитв и старинных духовных песен. На мгновение мне показалось, что и этот лес, и колоски, и дорога – они соскучились по этим песням, по возгласам батюшек: «Господи, помилуй!» и нежным распевам Богородичных молитв; они радуются за нас, что русские люди наконец-то снова делают то, что им Богом положено делать, и природа славит Бога уже не в своем величавом одиночестве, а вместе с человеком. Солнышко припекает, а отец Георгий, настоятель Чуварлейского храма, радостно окропляет нас святой водой из ведра - силы наши укрепляются, дух ободряется, и дорога наша легка.
И вот уже впереди виднеется часовенка у источника.

Отслужили молебен, прочли акафист святым мученикам Борису и Глебу. Отец Георгий рассказал нам об обретении чудотворного источника. Ведь за годы безбожия люди успели забыть, где тот самый источник, что забил на месте явления иконы святых Бориса и Глеба. Батюшка долго искал его, расспрашивал местных жителей, но все тщетно. Однажды за трапезой в день празднования перенесения мощей благоверных князей одна местная жительница сказала, что знает в этих местах один источник, который народ считает святым. Отец Владимир тут же благословил все разузнать про этот источник и найти его. В тот же день источник нашли, потихоньку стали расчищать, совершать молебны каждое воскресенье, и он забил с новой силой. Когда его хотели углубить, обнаружили старинный сруб, что подтверждало древность этого места.

Но тот ли это источник, который так долго искали, или какой-то другой? Как узнать, здесь ли обрели икону Бориса и Глеба? И сам Господь вложил в сердце отца Георгия ответ на этот вопрос. В акафисте благоверным князьям есть такие слова: «корене правоверия ветви богонасажденныя…». Поднял батюшка глаза – и увидел два стройных красавца-дуба, выросшие из одного корня, да еще один другому словно руку на плечо положил – протянул ветвь, будто обнимая своего брата. Глядя на эти дубы, невозможно не видеть их «одушевленность». Каждый, кто бывает на этом источнике, обязательно прикладывается к дубкам-братьям, как к явному знаку Божьего провидения.

Батюшка закончил свой рассказ, и вот уже мы стоим в этом святом месте, совершенно по-новому глядя на все вокруг. Обычная лужайка с купелью и колодцем, обрамленная деревьями, вмиг превратилась в место присутствия Господа и Его святых угодников. И дубы смотрят на нас уже совсем не так, как обыкновенные деревья, а как великаны-братья, и источник наполнен чудотворной силой. «По вере вашей да будет вам…». Радостные паломники пьют святую воду, осеняя себя крестным знамением, и бодро толпятся у входа в купель. Кто узнает, сколько болящих получили сегодня избавление или облегчение скорбей, сколько душ наполнились живительной силой и согрелись надеждой, сколько «маленьких» чудес произошло на этом осиянном благодатью Божией островке?

Заботливые бабушки из прихода отца Георгия напекли в честь праздника вкуснейших пирогов и устроили настоящий пир для всех пришедших к источнику. Мы делимся пирогами, преломляя и преломляя их, а пироги все не заканчиваются, и бабушки достают все новые корзинки. Вот она - русская щедрость души, когда все делается не от избытка средств, а от избытка добра и любви. Шум и плеск воды постепенно стихает, все умиротворенно рассаживаются на скамеечки и на травку, чтобы отдохнуть перед обратной дорогой, и тут те же бабушки затягивают песни – старинные духовные стихи и молитвы.

И вот новое чудо – молоденькие девочки из Москвы начинают петь им в ответ еще более старинные русские духовные стихи, представьте себе – подлинные древние распевы Курской губернии! И снова чудо это – «обыкновенное», потому что эти девочки - из московского ансамбля «Веретенце». Руководит ансамблем Елена Алексеевна Краснопевцева, которая вот уже 30 лет собирает и бережно хранит курскую традицию. Ансамбль, уже хорошо известный на алатырской земле, вновь приехал на приход к отцу Олегу в Иверский храм для послушаний и молитв в православном лагере, созданном трудами и заботами благочинного г. Алатыря отца Владимира.

И вот девочки поют удивительно пронзительные духовные стихи, бабушки плачут, а потом начинают подпевать своими красивыми сильными голосами, вплетая их в девичье многоголосие. И рождается что-то совсем новое, поразительное, неподдающееся описанию словами. Обычно в фольклорных экспедициях молодежь слушает бабушек и учится у них, а здесь… Один из батюшек расчувствовавшись говорит: «Жива Русь! Жива!».

И все мы понимаем, что жива она, пока идут по нашей земле Крестные ходы, освещающие наши бескрайние поля, могучие леса, наши тихие плавные реки, чудотворные источники и нас самих. Пока звучат под нашими лазурными небесами слова древних православных молитв и дивных песен, пока тихо и непрестанно молятся монахи, пока живут деревенские храмы, пока дети с любовью поют свои родные песни, пока мы умеем видеть чудеса Господни, пока впереди своего шествия по жизни мы несем Православный Крест.

Ольга СКРИПНИК (г. Москва).

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика