30 октября по постановлению Верховного Совета РСФСР с 1991 года на территории России отмечают День памяти жертв политических репрессий. Президент России Д.А. Медведев подчеркнул, что в России нужны музейно-мемориальные центры, «которые будут передавать память о пережитом из поколения в поколение». Должна быть продолжена и работа по поиску мест массовых захоронений, восстановлению имен погибших.
Русская Православная Церковь свято чтит память своих верных сынов, ценой своей жизни сохранивших веру на нашей земле. Возле п. Первомайский, где располагался исправительно-трудовой лагерь № 1, на месте упокоения безвинных жертв 30 сентября в день святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии состоялся первый молебен алатырским новомученикам и панихида в память всех погибших в годы гонений на православную веру. Среди покоящихся возле п. Первомайского находятся священнослужители, причисленные к лику святых. Кто они? Благодаря архивным исследованиям, которые провел иеродиакон Иосиф (Ключников), мы можем сегодня рассказать о них.
Схиархимандрит Игнатий (Лебедев) родился 28 мая 1884 года в городе Чухлома Костромской губернии в семье потомственного почетного гражданина Александра Константиновича Лебедева. Мать его была дочерью секретаря земского суда, отец – секретарем съезда мировых судей. Закончил Солигалическое Духовное училище и Костромскою Духовною Семинарию, а в 1908 году - Казанский ветеринарный институт. За время учебы большое влияние на студента оказал старец Седмиезерной пустыни - схиархимандрит Гавриил (Зырянов). Он же благословил его на иноческий путь. Выпускник ветеринарного института стал послушником Зосимовой пустыни Владимирской губернии. В марте 1915 его постригают в мантию с именем Агафон. Вскоре он заболевает инфекционной болезнью, давшей осложнение в виде паркинсонизма. В 1920 году в Москве его рукополагает в сан иеромонаха сам Патриарх Тихон. В январе 1930 года его постригают в схиму с именем Игнатий. 10 февраля 1935 года отец Игнатий заключен в Бутырскую тюрьму Москвы, приговорен к 5 годам заключения и отправлен в исправительно-трудовой лагерь, устроенный в бывшей Саровской пустыни (Нижегородской области). В 1936 году его направляют в исправительно-трудовую колонию около Алатыря Чувашской АССР.
На рассвете воскресного дня в праздник Усекновения главы святого Иоанна Предтечи 11 сентября 1938 года схиархимандрит Игнатий тихо скончался, исповедавшись и причастившись у одного из заключенных священников. Святой был погребен в безвестной могиле на кладбище исправительно-трудовой колонии в селе Первомайское Алатырского района.
Преподобномученица Тамара (Сатси) родилась в 1876 году на хуторе Устало Эстляндской губернии в лютеранской семье. Родители нарекли девочку Марией. Когда Марие было 7 лет, умерла ее мать, а вскоре и отец. В 1886 году в селе Марьямаа открывается православный приход, и многие лютеране перешли в православную веру. Окончив 4 класса сельской школы, в 12-летнем возрасте Мария поступает в приют для девочек-сирот при женской общине. В приюте воспитанницы обучались чтению, письму и другим предметам, а также рукоделию, иконописному и золотошвейному мастерству. В 1895 году Мария Сатси переведена в монастырь и «облечена в черную одежду». Пройдя все ступеньки духовного послушания, она вместе с игуменьей Варварой (Блохиной) переезжает в Казанскую епархию. А в 1902 году они служат уже в Козьмодемьянском Троицком монастыре. Мария здесь исполняет послушание певчей и письмоводительницы.
19 июля 1917 года Мария принимает монашеский постриг с именем Тамара, а через три года она уже исполняет обязанности заведующей общины. Новая власть проводит конфискацию имущества, намеревается упразднить саму общину и закрыть ее храмы. Но в 1924 году викарий Казанской епархии епископ Чебоксарский Афанасий (Малинин) эту монашескую общину объявляет самостоятельным монастырем. Монахиня Тамара назначается настоятельницей и возводится во игумении. Благодаря мужеству и верности женского духа монастырь продержался еще два года. После закрытия он существовал как религиозная община. В 1941 году по доносу мать Тамара была арестована и заключена в Чебоксарскую тюрьму. По решению суда игуменью Тамару приговорили к 10 годам лишения свободы. Она была этапирована в исправительно-трудовую колонию № 1 Наркомата юстиции, находящуюся неподалеку от города Алатыря. Мать Тамара пережила суровую зиму 1941-42-х годов. В акте о смерти сказано, что игуменья Тамара скончалась от порока сердца и была погребена в безвестной могиле на кладбище исправительно-трудовой колонии.
Протоиерей Димитрий Воскресенский родился 7 сентября 1869 года в селе Урусово Алатырского уезда Симбирской губернии (ныне Республика Мордовия) в семье священника Василия Воскресенского. В 1875 году, когда Димитрию было 6 лет, при родах умирает его мать, а в 1907 году и отец (после причащения больного тифом крестьянина).
В 1891 году Димитрий окончил Симбир-скую Духовную Семинарию и служил учителем церковно-приходской школы в селе Урусово. В 1895 году он был рукоположен в священники села Полибино Алатырского уезда. С 1911 году отец Димитрий перемещен в село Анастасово Курмышского уезда, в котором прослужит 26 лет. В 1937 году его арестовывают за неуплату непосильного налога и заключают в Алатырскую тюрьму.
22 мая 1938 года в день празднования Николая Чудотворца протоиерей Димитрий скончался, по записи врача – от порока сердца, и был погребен на кладбище колонии в безвестной могиле.
Протоиерей Михаил Самсонов родился в 1867 году в селе Ходары Курмышского уезда Симбирской губернии в семье крестьянина. В 1892 году он закончил Симбирскую духовную семинарию, был рукоположен в сан диакона села Туваны, в 1894 году - в сан священника. Служил в селах Красные Четаи и Раскильдино Курмышского уезда. Отец Михаил активно участвует в жизни церкви: является депутатом от духовенства на окружных и епархиальных съездах, помогает благочинному, заведует второклассной учительской школой в селе Красные Четаи. В 1925 году он незаконно уволен обновленцами. 10 декабря 1937 года его арестовывают за контрреволюционную агитацию. 14 марта 1938 года на закрытом заседание его вместе со старостой и двумя прихожанами приговаривают к 10 годам заключения в Алатырскую исправительно-трудовую колонию. Отец Михаил, несмотря на преклонный возраст (ему шел 74 год), пережил многих во Христе братьев и продержался в условиях трудовой колонии почти 4 года. Не выдержав суровой зимы и постоянного недоедания, протоиерей Михаил скончался 28 января 1942 года и был погребен на кладбище колонии в безвестной могиле.
Иерей Василий Покровский родился 16 декабря 1879 года в селе Баевка Сенгилеевского уезда Симбирской губернии в семье протоиерея Андрея Покровского. Василий окончил курс в Симбирской Духовной Семинарии по второму разряду. В 1903 году рукоположен в сан диакона села Алово Алатырского уезда Симбирской губернии, в этом же году рукоположен в священники села Архангель-ское (Куроедово) Карсунского уезда той же губернии. В разные годы он служил в селах Дады и Андреевка Ардатовского уезда. В 1917 году был перемещен в село Промзино (ныне – Сурское) Алатырского уезда. В 1929 году за неуплату налогов отец Василий был осужден народным судом к 2 годам лишения свободы. Срок наказания отбыл. С 1938 года батюшка служил настоятелем Крестовоздвиженской церкви города Алатыря, где служил и священник Емелиан Киреев. В 1940 году оба священника были арестованы за неуплату налогов по статье 24-ой и приговорены народным судом к 6-ти месяцам исправительно-трудовых работ, но были оправданы.
Об иерее Емельяне Кирееве расскажем со слов его дочери – ныне покойной Анастасии Емельяновны: «Родился мой отец в 1903 году в семье крестьянской, был последним шестым ребенком. А когда повзрослел, то не увлекался мирскими развлечениями, а все время ходил в храм. И хотел себя посвятить служению Богу.
Но по настоянию отца решили его женить, хотя он очень переживал и плакал. Мама моя тоже не хотела выходить замуж за него: так как он был смирный и не очень любил много говорить. Но старшая сестра хлопнула кулаком по столу и сказала, что «если за него не пойдешь, то нет тебе никакого жениха». Поплакали они, но женитьба состоялась у них в 18 лет. И вот уже он женатым договорился с женой, чтобы она отпустила его в монастырь. Но то время было такое (1922-1923 гг.), когда все монастыри разоряли, и отец снова вернулся домой. С шестилетнего возраста я помню его уже священником. Первым его приходом было село Любимовка, потом село Ичиксы и село Ахматово в Чувашии. Последним местом его служения была Крестовоздвиженская церковь в городе Алатыре, которая осталась единственной в городе. Это была маленькая кладбищенская церковь, очень красивая. Они служили с протоиереем отцом Василием и дьяконом Федором. Жизнь его была очень неспокойной, так как беспрестанно его вызывали в особый отдел.
Уже во время суда нам дали свидание с папой, я очень плакала, и меня хотели выгнать, пришлось с большим усилием сдерживать свои слезы. И вот в это время он рассказал о своем пребывании в следственной камере. Посадили их с самыми отпетыми бандитами, которые издевались над ними. Мамину передачку у него отобрали и голову разбили кирзовым сапогом. Время свидания пролетело очень быстро, явились судьи и зачитали приговор – расстрел. Не могу без слез и замирания сердца рассказывать о том, как повели их из зала суда. Не могу сказать, сколько было охранников, тогда было не до того, но у их ружей так сверкали штыки, что и заключенных не было видно. И это было наше последнее свидание. Мама много горя с нами хватила и очень трудную жизнь прожила, очень была трудолюбивая, добрая, и Господь её сберег для нас».
Священномученик Герман (Кокель) родился 23 ноября 1883 году в селе Тарханы Симбирской губернии. Он был третьим сыном в семье простых крестьян Кокель. При святом крещении ему дали имя Григорий. Частое пребывание с родителями в храме пробудили в нем желание послужить Господу, но родители рано умерли, и детей взял на воспитание местный объездчик. Григорий получил образование в Симбирской чувашской школе Ивана Яковлевича Яковлева, а потом был направлен учителем чувашского и немецкого языков в школу села Батырево Буинского уезда. В Симбирске он активно сотрудничает с просветителем чувашского народа И.Я. Яковлевым и помогает ему переводить богослужебные книги – Евангелие, Псалтирь. В 1900-х годах он учится в Симбирской Духовной семинарии, а с 1907 года – на миссионерских курсах при Казанской Духовной Академии. Он читает Священное Писание на латинском и греческом языках, владеет французским, английским и немецкими языками, разговаривает на татарском языке. В эти годы он вступает в брак с учителем русского языка Ириной Спиновой.
В начале 1925 года он получает от Калинина разрешение на открытие в городе Казани «Пастырских курсов для чувашей» и на издание православного журнала «Вестник Православной Церкви АЧО». Но Чувашский ОГПУ не разрешил это. В августе 1925 года епископа Германа вызывают в Чувашский отдел ГПУ в городе Чебоксары. В отношении его возбуждается уголовное дело: его обвиняет в распространении ложных провокационных слухов на территории Чувашской и Ульяновской областей. В августе-ноябре 1925 года его отправляют на постоянное место жительства без права выезда в город Алатырь. ОГПУ принимает решение о том, что дальнейшее пребывание епископа Германа на территории Чувашии может вредно отразиться на политическом настроении и спокойствии населения. И в 1926 году его на 3 года направляют в Самарскую епархию. Проживая в Бугульме, он неоднократно участвует в диспутах верующих и неверующих. В спорах с неверующими он всегда побеждал: его провожали стоя, с радостными восклицаниями и аплодисментами. 8 сентября 1933 года его арестовывают и заключают в тюрьму в г. Свободный Амурской области, а затем осуждают на 10 лет лагерей. 17 октября 1937 года епископа Германа расстреляли в 2 часа ночи.
Священномученик Илия Измайлов родился в 1882 году в селе Хормалы Цивильского уезда Казанской губернии. В 1925 году Илия без вступления в брак принимает сан священника от епископа Алатырского Германа (Кокеля). 5 лет служит священником в своем родном селе. В 1932 году его арестовывают и заключают в тюрьму города Цивильска. На всех допросах священник держался мужественно и виновным в предъявленных обвинениях себя не признавал. По приговору суда он был сослан на 3 года по этапу в Западный Казахстан. Возвратившись, настойчиво ходатайствовал об открытии церкви, проводя богослужения на дому. Во время второго ареста в 1937 году был расстрелян в ночь на 17 сентября в тюрьме г. Алатыря.
30 октября в День памяти жертв политических репрессий в нашем городе состоятся мероприятия, посвященные этому дню. В 11.00 на городском кладбище после Божественной литургии в храме иконы Божией Матери «Нечаянная радость» состоится панихида и освящение мемориального комплекса на месте перезахоронения останков жертв политических репрессий в городе Алатыре. В этом событии примут участие духовенство, верующие, родственники погибших за веру, администрация города и района, представители политических партий и общественности. В 14.00 во Дворце культуры пройдет концерт хорошо известной и любимой алатырцами певицы Ирины Леоновой (г.Москва).
С. Мигунова, преподаватель гимназии № 6.