Судьба России, ее будущее как и во все кризисные времена во многом находится сейчас в руках педагогов и воспитателей. Педагог должен быть воодушевлен своей деятельностью, видеть в ней не изнурительный рутинный труд, а призвание к служению Отечеству.
Что же такое служение Отечеству? Для одного – тяжкая обязанность, для другого – жертва, для третьего – способ самореализации, для четвертого – нераскрытая истина. В нашем понимании – это ЛЮБОВЬ. Любовь к Отечеству, к людям, к семье, своим родным и близким, к их чувствам и традициям. И чувство долга перед ними. Русский философ И.А. Ильин писал: «Никакой государственный строй не сообщит человеку ни любви, ни доброты, ни чувства ответственности, ни благородства». Все эти нравственные категории закладывается в семье и в школе, где работают учителя, готовые к служению Оте-честву.
Именно в этом мы видим преобразующую и созидательную силу программы «Истоки». Эту программу мы, алатырцы, приняли «от сердца к сердцу» от педагогов Вологды, где с 1995 года сложилась главная методическая база программы «Истоки». От сердца к сердцу передаются самые важные ценности: от учителя к ученику, от родителя к ребенку, от любящего сердца к любящему сердцу. «Истоки» – это источник мудрости, духовности, где черпаешь силы к созиданию и творчеству. Какая бы ни решалась педагогическая или воспитательная задача, на все можно найти ответ в этой программе. Чем глубже знакомишься с ней, тем больший смысл раскрывается.
Коллектив алатырской гимназии № 6 начал работать по этой программе с 2008 года. Сегодня мы ставим перед собой задачу преобразования гимназии в социокультурный институт для развития и воспитания человека, готового к служению Отечеству. Для реализации задач по преобразованию гимназии в социокультурный инс-титут мы не просто сотрудничаем с различными государственными и общественными организациями, но и стремимся объединить всех общей идеей духовно-нравственного воспитания и служения Отечеству.
В гимназии выстроена система работы по духовно-нравственному обучению и воспитанию, которая включает учебный курс «Истоки», классные часы по программе «Социокультурные Истоки», интеграцию «Истоков» с другими предметами и систему внеурочной деятельности по годовому кругу праздников.
За годы работы мы осознали, что для успешной реализации задач программы и сохранения ее целостности необходимо расширять круг участников программы. В соответствии с нашей программой «Обучая, обучаюсь сам» более опытные истоковцы помогают начинающим. Проще передать методику, сложнее сформировать у педагогов ценностные категории, развивать их духовно. Чья душа открыта, те раньше приходят к «Истокам». Сегодня в гимназии по программе «Истоки» в той или иной степени работают 27 учителей – почти половина коллектива. Но процесс продолжается. На открытые уроки по программе нередко приходят не только родители, но и учителя, которые пока еще не стали её участниками, но уже думают об этом.
Благодаря программе «Истоки» в гимназии сложились добрые традиции: фестиваль «Радуга добра», где классные руководители приглашают на свои открытые занятия родителей учащихся и своих коллег. По итогам «Радуги добра» ежегодно выпускаются методические сборники. Фестиваль «Радуга Истоков», где учителя всего города также проводят свои лучшие занятия, являются прекрасной площадкой для обмена опытом.
Проектная деятельность гимназии по годовому кругу праздников направлена на осмысление, проживание, сохранение и передачу традиций русского народа последующим поколениям. Таким образом, закладываются единые мировоззренческие основы для всего уклада школьной жизни, где стержневой основой образовательной и воспитательной работы является программа «Социокультурные Истоки».