Чего желает человек? Любить и быть любимым. И праздники мы любим именно за эту возможность любить и быть любимым. На празднике всем хорошо – и старому и малому, и добрым молодцам, и красным девицам. Особенно это чувствуешь на старых русских праздниках. Прикосновение к традиции открывает современному человеку духовные горизонты, которые он и не подозревает в себе.
В этом году начало Масленицы (воскресенье перед масленичной седмицей, так называемая Малая Масленица) пришлось на Сретение Господне. В этот день после праздничной Литургии в храме Иоанна Воина, что в Духовой Роще, встретились вместе четыре прихода, три воскресных школы. Хозяин встречи иерей Дмитрий Моисеев рассказал собравшимся о неделях, предваряющих Великий пост, в том числе и о масленичной или сырной седмице. Затем все вышли на свежий воздух, действительно свежий: река Сура, засурские леса, реликтовая дубовая роща – вот те виды, которые открылись взорам пришедших на праздник. Пони и ослик, которых привела к храму Маша Шабай, уже ждали первых наездников. Масленица, как и полагается, началась с катания. Тут подоспел и наш постоянный помощник на городских праздниках баянист Геннадий. А на задорные наигрыши выплыла как будто из заснеженного леса и сама госпожа Масленица (Нина Лышко), она же Авдотья Изотьевна, Дуня Белая, Дуся Румяная – лента алая, двухалтынная, коса длинная, трехаршинная, брови черные, наведенные... Масленицу сопровождали два хлопчика – Гришка и Микишка с двумя знатными рысаками (пони и ослик).
Масленица прочитала свой Указ: «С горок кататься, в снегу валяться, блины печь, костры жечь, в сковородки хлопать, блины лопать, танцы танцевать, песни распевать...». Начался праздник – не остановить. Песни пели хороводные: «На горе-то камни», «Где был Иванушко – на ярмарке», «Как хотела меня мать...». Потом были песни-сценки: «Было у тёщеньки 7 зятеньков», «Жила-была дылда в Алатыре». Школа «Купель» показала спектакль по сказке Н. Лескова «Час воли Божией» (о том, как одна девица царя уму-разуму учила). А потом начались конкурсы: на самую длинную косу, «вприсядочку» (на лучшего танцора), «петушиный бой». И наконец – перетягивание каната (на самом деле не мы канат перетягивали, а он постепенно перетянул всех, начиная с детей и кончая самыми неазартными взрослыми, в общую кутерьму, смех и общую радость).
Какое отношение имеет этот нецерковный (а по происхождению вообще языческий!) праздник к воспитательному процессу в воскресных школах города Алатыря? Конечно, лишь Церковь дает полноту, простоту и целостность современному человеку. Но чтобы ввести своих детей в эту полноту, простоту и целостность, родитель и педагог должны помнить, что детская душа любит движение и впечатление. А значит, именно народный праздник более всего созвучен природе детской души.
Праздник рядом с храмом – залог того, что в праздничных играх не будет грубости или вольнос-ти. Это возможность для детей услышать пение пожилых людей, несущих в себе манеру пения, которая только, может быть, в старых фильмах еще сохранилась. Это возможность быть всем вместе – и родителям, и детям, и старым, и малым, и подготовленным, и совсем ничего еще не умеющим на празднике. Стихия праздника – это стихия народного духа, напитанного верой и традицией. Праздник несёт в себе семейное начало, и как всякая большая и богатая традициями семья воспитывает не словами, а единством и силой духа. Да, народный праздник не воцерковляет, но он создает прочную основу для воцерковления.
Каким бы не было историческое происхождение Масленицы, для православной Руси Масле-ница готовит народ к будущему Великому посту. Ее завершение – Прощеное воскресенье, без которого и в пост не войти.
* * *
Небо светло от звёзд,
В сердце легко от слёз,
В воздухе звон
прощальный –
Завтра Великий пост.
Все замело пути,
Трудно будет идти.
Пере дорогой дальней
Скажем друг другу:
«Прости».
Крепко сожмём объятья
И всё друг другу простим,
А завтра, сёстры и братья,
Нам в путь нелёгкий идти.
Нам в Пост Великий идти.