Неизмеримо, ни с чем несравнимо присутствие Пресвятой Богородицы в духовной жизни России, в духовной жизни каждого верующего человека. Это становится зримым, как только мы войдем в любой православный храм: не только известные образы Богородицы – Казанской, Владимирской, Иверской, Тихвинской, Донской, Жировицкой, Касперовской и т.д. встретят нас там (одних чудотворных икон Богородицы, как известно, насчитывается более трехсот). В главном собрании икон любого храма – иконостасе – центральную часть обычно занимает «Деисус» (от греч. деисис «прошение») – композиция, в центре которой – Царь царей, Спаситель мира, Иисус Христос, слева от Него – «болий (т.е. самый большой) из рожденных женами», пророк и Предтеча Господень Иоанн, а справа – «Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим», Пречистая Дева, непрестанно молящая о прощении нас, грешных, Господа Нашего Иисуса Христа. Можно сказать, что весь русский иконостас – это расширение исходной византийской композиции деисиса: справа и слева (а в многоярусном иконостасе и сверху) к Богородице и Иоанну Предтече присоединяются архангелы, святители, пророки, мученики, преподобные…
Храм – это место, где и мы можем войти в эту полноту Вселенской Церкви, в центре которой – Христос, а первой молитвенницей предстоит Христу Богородица. Не только в священном храмовом пространстве Богородица впереди всех. Рождество Девы Марии открывает церковное новолетие. Оно приходится на 8-й день после начала индикта (1/14 сентября), что знаменует в библейской символике начало Нового Века – вечной жизни со Христом. Замечательно, что церковный год завершается Успением Богородицы (15/28 августа), то есть земная жизнь Богородицы становится образом для подражания, своего рода каноном спасения всякого верующего.
Богослужение праздника Рождества Богородицы основано на церковном предании, восходящем к так называемому «Протоевангелию Иакова». Здесь рассказано о благочестивой паре из Назарета – Иоакиме и Анне, не имевшей детей в течение 50 лет супружеской жизни, за что они и принимали от людей «поношение бесчадства». Праведники, не оставлявшие молитвы о рождении чада, выдержали это испытание от Господа и получили великую награду: от престарелых бесплодных родителей родилась Та, Которая должна была исполнить великое обетование Бога, данное еще прародителям, изгоняемым из Рая: «Семя Жены сотрет главу змия» (Быт. 3:15). Это Божие благовестие о Деве, рождающей Победителя зла, Искупителя отпавшего от Творца человека, за семь веков до Рождества Христова повторит великий пророк Исайя: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис.7:14). История человеческого рода без Христа укладывается между этими двумя пророчествами. А от поразительного пророчества Исайи (как может родить не знающая мужа?) до Рождества Девы избранный для этого народ еврейский уже повсеместно ждет Ту, которая родит Спасителя, как бы говоря: «Не от нас ли, Господи, родится мать Спасителя?». Потому-то в еврейском народе того периода утвердился закон левирата, «восстановления семени брата», умершего и не оставившего «наследие Израилю», чтобы не прервалась ни одна родовая линия, могущая привести к исполнению древнего обетования.
Рождение Марии (евр. Мариам «госпожа», «надежда») у бесплодных родителей означало снятие с благочестивой пары проклятия (с точки зрения единоплеменников) бесчадия, а с рода человеческого – проклятия смерти, последовавшего от вкушения запретного плода. Прежде чем Творец призрел на смирение Девы, он призрел на смирение ее родителей, пронесших веру в Создателя через многолетнюю скорбь бездетности. Дева рождается от Анны, что значит, «благодать», не без участия Благодати Божьей, но и не без веры со стороны человека. Так и Дева благовествующему архангелу Гавриилу выразит свое полное принятие воли Божьей: «Се раба Господня, да будет мне по слову твоему».
Что скажем еще? Неужели исчерпывается исполнением библейских пророчеств, богословским раскрытием замысла Божия о спасении рода человеческого смысл двунадесятого праздника Рождества Богородицы? Во всяком церковном празднике надлежит верующему, кроме возвышенного, надмирного, искать себе личного, заставляющего по другому взглянуть на себя и на свою жизнь. Наша частная жизнь должна от церковных праздников освещаться и освящаться, напитываться энергией вечного, чтобы не остаться нам лично без плода жизни. Как вошли мы в празднично украшенный храм и через центральную в иконостасе икону Деисуса уразумели значение Той, Которая сегодня рождается, так и обратившись к праздничному аналою в день торжества Девы, да обретем пользу от созерцания иконы Рождества Богородицы.
Дадим здесь слово иконописцу: «При сравнении иконы Рождества Божией Матери с другими иконами двунадесятых праздников обращает на себя внимание более, чем в других двунадесятых иконах, земной, человеческий строй этого изображения. Икона не является чисто символической печатью события, напечатлением догматического содержания праздника, но носит черты очень интимные, она не лишена бытовых подробностей. Икона Рождества Божией Матери как бы вводит в семью Иоакима и Анны, делает нас причастниками бесконечно радостному событию – исполнению многолетней надежды чаяния младенца, отъятию бесчадия, – Рождеству Матери Божией, освятившему дом Иоакима и всю вселенную.
Рождество Матери Божией – это последнее предуготовление человеческого рода к принятию Божества. И оттого икона так полна человеческой благоуханной радостью. В левой стороне иконы изображена святая Анна. Лик ее выражает радость. Справа от святой Анны изображены служанки, несущие святой Анне еду и питье. Изображение служанок очень жизненно и является подробностью домашнего уклада Иоакима и Анны. Ниже, в правом углу иконы, изображены повивальные бабки, которые готовят воду для омовения Новорожденной. И все эти домашние подробности не бессмысленны, но становятся частью святыни, неотторжимой от святого события, и свидетельствуют о том, что нет в священном событии ничего незначительного, и самое скромное участие делает присутствующих причастными общему светлому празднику. В Рождестве Божией Матери освящаются и семейное начало, и бытовое, потому что Рождество Ее становится приготовлением встречи Великого Царя».
Итак, икона праздника несет в мир благую весть о семье. Семью благословил Бог в начале заповедью «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1: 28), семью благословил Бог, когда родила престарелая и неплодная Анна, семью благословил Бог устами Сына своего, когда с Креста усыновил через Церковь (в лице апостола Иоанна) всякого человека своей Пречистой Матери. О путь смирения! Когда возносимся мыслью к тайнам Божественного Промысла о человека, да не забудем о месте, где явились сами в этот мир, и где можем ввести в этот мир тех, за кого будем отвечать перед Богом. Семья, святое место, опора наша и надежда, наше оправдание и наше обвинение. Как велика ответственность за ближних своих: родителей за детей, детей за родителей, супруга за супругу. Нет, не чужда церковному пути семья, это наше личное поприще, и что скажем, чем оправдаемся, если будем прилежны в исполнение церковного благочестия, а к семье не будем радеть?
К чему же подвел читателя? К необходимости беречь семейную жизнь, укреплять ее, умножать ее не только как исток земной жизни, но и исток жизни вечной. Потому-то поздравляю наших читателей и с великим праздником, началом церковного года, о котором Церковь напоминает всем: «Лето Господне благоприятно» для добрых дел, для начала новой жизни во Христе, в добре, в истине.
СОБОР РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ с приделом Иоанна Предтечи был построен одновременно с городом-крепостью Алатырь по указу царя Иоанна Васильевича в 1552 году. Он пережил вместе с городом его взлеты и падения, был сожжен во время нападения отрядов Степана Разина, отстроен в 1749 году в нынешнем каменном виде, пережил и поругания ХХ века.
В 1930 году с колокольни были сняты 8 колоколов и отправлены на хозяйственные нужды. А в 1936 году в храме организовали склад, где в военное время хранили картошку: резали, сушили, а потом отправляли
ее на фронт. После войны в церкви открылся тарный цех, стали делать бочки.
Восстановили богослужение в самом древнем храме нашего города только в 90-е годы XX века. Настоятель храма – протоиерей Владимир Теплов, который одновременно несет послушание благочинного. В 1997 году он приехал в Алатырь из Екатеринбурга. Именно его стараниями, бесчисленными поисками средств и материалов, иконописцев как московских и екатеринбургских, так и алатырских, и многих других специалистов храм возродился заново: была восстановлена разрушенная колокольня, написан новый резной иконостас, храм благоукрашен и снаружи, и внутри.
Сейчас в храме находится много святынь: Владимирская икона Божией Матери (XIX век), икона «Царица Небесная» (XIX век) – дар Дивеевского монастыря, икона Праведного Семена Верхотурского с частицей мощей святого (XIX век). А над входом в церковь можно увидеть мозаичный образ Иисуса Христа.
Во время Великого поста 2015 года в храме замироточили иконы иконостаса – Иверской Божией Матери, Успения Божией Матери и Деисуса над Царскими вратами: Господь не оставляет.
За алтарем располагается общая могила, в которой захоронены священнослужители, погибшие в годы гонений на церковь.
Молитвами и трудами настоятеля храма и при активном участии прихожан за эти годы сделано немало не только для храма, но и для всего благочиния: построен храм в селе Кувакино, часовня и храм иконы Нечаянная Радость на городском кладбище, храм в селе Сойгино, Мемориал жертвам политических репрессий на кладбище, Въездные ворота в Алатырь. Приход стал учредителем православного благотворительного фонда «Алатырь», реализующего в городе и благочинии целый ряд православных просветительских проектов, таких как «Дни славянской письменности и культуры в Алатыре», «Дни семьи в Алатыре», «Православные праздники» и другие.