15 сентября 2015 года вступил в законную силу Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ). Указанным законом регулируется порядок рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов; об оспаривании решений, действий или бездействия органов государственной власти; должностных лиц; квалификационных коллегий судей; некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными полномочиями, в том числе саморегулируемые организации.
Согласно КАС РФ административными станут некоторые дела, рассматриваемые в настоящее время в порядке искового, приказного или особого производства. Например, к ним относятся дела о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, которые сейчас рассматриваются в порядке искового производства.
Также под действие КАС подпадают дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты обязательных платежей и санкций с физических лиц; об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы; о госпитализации в психиатрический или противотуберкулезный стационар в недобровольном порядке и другие.
Кодекс не только регламентирует весь судебный процесс по административным делам, но и впервые вводит в неуголовный процесс квалификационные ограничения для судебных представителей – они должны иметь высшее юридическое образование.
Большинство процессуальных правил почти без изменений перенесены в КАС РФ из ГПК РФ: начиная с предъявления административного искового заявления и заканчивая исполнением судебных актов. Но есть и совершенно новые положения. Например, для инициирования судебного разбирательства нужно обратиться в суд с административным исковым заявлением (сейчас в процессуальном законодательстве есть только
заявления и исковые заявления). Также закрепляется возможность извещать и вызывать участвующих в деле лиц при наличии их согласия СМС-сообщениями.
Согласно КАС РФ теперь граждане, а также иные лица, указанные в федеральном законе, могут обратиться с коллективным административным заявлением. Для этого необходимо, чтобы одновременно соблюдались четыре условия:
- многочисленность группы лиц или неопределенность ее членов, что затрудняет рассмотрение спора в индивидуальном порядке, а также совместную подачу административного искового заявления по правилам процессуального соучастия. Согласно КАС РФ, чтобы суд рассмотрел требование о защите прав и законных интересов группы лиц, к этому требованию должны присоединиться не менее 20 лиц;
- однородность предмета спора и оснований для предъявления членами группы соответствующих требований;
- наличие общего административного ответчика (соответчиков);
- использование всеми членами группы одинакового способа защиты своих прав.
Вести в интересах группы лиц административное дело, возбужденное на основании коллективного административного искового заявления, может быть поручено (и на это должно быть указано в административном исковом заявлении) одному или нескольким лицам. Они вправе действовать без доверенности.
Организации, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, должны будут доказывать законность принятых ими нормативных актов, решений, действий (бездействия).
В КАС РФ установлены различные размеры судебных штрафов (например, для организаций – не более 50 тыс. руб., а для граждан – не более 5 тыс. руб.). Увеличится и количество ситуаций, когда суд вправе наложить штраф. Например, штраф может применяться, если сторона по административному делу противодействует своевременной подготовке к судебному разбирательству. Определены случаи, когда суд обязан наложить на участника административного дела штраф. К таким случаям относится неявка в судебное заседание без уважительных причин лиц, участие которых в нем считается обязательным в силу закона (например, представителей органов государственной власти, должностных лиц) либо признано судом обязательным.