Тайна воплощения Сына Божия в человеческой истории неразрывно связана не только с Божественной волей о спасении человеческого рода, но и с человеческим откликом на это Божественное желание.
Большое число поколений, перечисленных в евангельском Родословии Иисуса Христа, как эстафету передавали веру в искупление человеческого рода от первородного греха через Спасителя, который будет рожден от «семени жены». Эта вера в рождение Спасителя в еврейском народе была стержнем высокой духовной нравственности семейной жизни: ведь неизвестно, в какой именно семье родится Спаситель, и всем хотелось, чтобы это была именно их семья. Поэтому праздники Рождества Богородицы и Введения во храм имеют не только богословское, но и семейное значение.
«Идеже хощет Бог, там побеждается естества чин, и не может препятствовать природа» (Слово на Рождество Христово Святителя Григория Чудотворца). В Рождестве Богородицы наш Творец наглядно показал, что всякая жизнь от Бога, ибо не могли родить Иоаким и Анна естественным путем, но по воле Божьей родили в старости, когда по естеству родить было невозможно. Уяснив, что по воле Божьей освободились они от «поношения бесчадства», святые родители посвятили свое дитя Богу, и через три года согласно обету привели малолетнюю дочь в Иерусалимский храм. Когда маленькая Мария была поставлена родителями перед входом в храм, она, не оглядываясь на родных, легко вбежала по высоким ступеням к первосвященнику, поразив его и легкостью преодоления лестницы, и легкостью расставания с родителями, так что он по вдохновению Божьему вводит после этого девочку во Святая Святых, где хранился Ковчег Завета.
В празднике Введения во храм Церковь воспевает о Пречистой Деве одновременно как о безукоризненной жертве Богу («Божия Агница неблазненная, и голубица нескверная») не только от родителей, но и от всего рода человеческого, и как о нерукотворном храме, в котором будет обитать Бог («Пречистый Храм Спасов»), и как о Святая святых, где хранится Ковчег Завета («Боговместимая скиния», «Небесная Скиния»). Тем самым утверждается новое понимание жертвы Богу, как пути спасения через очищение души («жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно» Пс. 50), новое понимание человека, как храма – земного пребывания Бога («Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас» 1 Коринф. 3:16), и новое понимание будущего человека, как небесного существа, неразрывно соединенного с Богом.
Это новое родство Бога и человека через Пречистую Деву заставляет по-новому взглянуть и на задачи семейного воспитания. После воплощения Сына Божия мы все должны стать сыновьями и дочерями Божьими. Это усыновление и удочерение происходит в таинстве Крещения. Храм Божий отныне становится нашим вторым домом и одновременно образом нашего Небесного Дома. Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы – это глубоко семейный праздник укоренения в грядущем Царстве Небесном для наших детей, которых мы ввели вначале в наши земные дома. Дать возможность нашим детям пройти по высоким ступеням воцерковления, где началом является наше родительское ободрение и молитва, а окончанием – принятие воли Божьей нашими выросшими детьми – вот в чем заключается высокая ответственность родителей, которые должны принять Божий дар – младенцев – и передать их, выросших, в целостности Тому, Кто заповедал нам руководствоваться словами Жизни – «да будет воля Твоя!».