Мы наглядно видим, как мир все больше запутывается в неразрешимых противоречиях. Но каждый раз перед сменой календарного года (напомню, что 7 января по старому стилю – 25 декабря) в природе наступает «неделя тишины» – от Рождества до Нового года («старого»). В этой тишине хорошо думается и много видится. Давайте свяжем два события – далекое событие Рождения в убогом вертепе под Вифлеемом Младенца и близкое для нас событие смены календарной годовой даты.
Для Младенца тогда не нашлось места среди людей. Он родился среди бессловесных скотов, жители Вифлеема не открыли тогда своих дверей перед Девой с явными признаками скорого разрешения от бремени. Весть о Младенце получили лишь самые бедные жители Вифлеема – пастухи (а кто же еще сторожит стада состоятельных сограждан по ночам). Имя, Которое получит Младенец по закону через 8 дней – Иисус, значит «С нами Бог». В истории человечества не было и не будет другого имени, открывшего невероятную истину: Бог стал одним из нас, Бог породнился с нами через плоть Пречистой Девы, воплотившей все самое лучшее, что мог род человеческий представить своему Творцу.
Сын Божий, ставший Сыном человеческим, принял на себя наше падшее естество, чтобы через подвиг Креста вознести это естество на Небо. Он стал Сыном человеческим, чтобы освободить нас от власти дьявола, сделать нас сынами Божьими. Человечество было в рабстве греха, Иисус освободил нас от этого рабства. Отречение от власти сатаны, получение даров Святого Духа дается человеку в таинстве Крещения, историческое начало которого празднуется Церковью после Рождества. Благодаря Рождеству и Крещению Господа Иисуса Христа человечество получило все, буквально все: освященную дарами Божьей благодати жизнь временную и окончательную победу над силами зла в жизни вечной.
Но история продолжается. 2016 год от Рождества Христова. Что мы видим в окружающем цивилизованном мире? В главной стране цивилизованного мира – США перед Рождеством по-прежнему ставят украшенные ёлки. Только вот называть их рождественскими нельзя. «Праздничное дерево» – это официально разрешенный термин. Открыто исповедовать свою веру в Христа Спасителя «нетолерантно». В Христа-человека – пожалуйста, пророка – пожалуйста. Но не в Христа Богочеловека. И это понятно. На Западе в массовом сознании победила протестантская ересь: Иисус – сын земной женщины (Марии) от земного отца (Иосифа), у него есть родные братья и сестры. Поэтому у Рождества нет никакой тайны. Символом западного «Рождества» стала жареная индейка и поздравительные открытки, на которых ничто не напоминает о Христе.
Но процесс зашел уже гораздо дальше развенчания святости Иисуса Христа. Отказываясь от родства с Иисусом Христом, человек перестает воспринимать свое человеческое естество, освященное подвигом Иисуса Христа, как святыню. Рождение мальчика сейчас не гарантирует, что в будущем он станет мужчиной. Возможно, что он и женщиной себя не признает: число так называемых «гендерных ролей» уже перевалило за 20. Регулярная смена работы, профессии, места жительства, страны проживания сейчас дополняется реальной сменой пола, возраста, исторической эпохи (можно, например, при желании, «по уши» погрузиться в виртуальную реальность средневековья). На вопрос «Кто я» уже не принято искать ответ, и это абсолютно логично. Личность становится набором меняющихся, как в детском конструкторе, признаков по желанию носителя. Носителя чего? Непонятно, ведь личность стала виртуальной, призрачной.
В XIX веке Фридрих Ницше провозгласил: «Бог умер!». В XXI веке будет озвучено: «Человек умер!». Отказавшись от Христа, современный человек отказывается от себя. Ибо человек создан по образу и подобию Бога. И Бог родился среди нас, соединив в единое целое наше человеческое естество и свое, Божественное.
Потому так тихо на Земле от Рождества Богомладенца до Его наречения: «С нами Бог». Эта тишина нам дана, чтобы мы услышали тайну случившегося 2000 лет назад рождения Бога в нашей временной человеческой жизни. И тайну своего будущего рождения в жизнь вечную.