АУ "Редакция газеты "Алатырские вести" Мининформполитики ЧувашииОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Устаревшая версия сайта.

Новый сайт доступен по адресу https://alatvesti.ru/

Пастырь добрый

Это было ровно сто лет назад. 7 марта 1916 года (20 марта по новому стилю) в храме Богоявления села Иваньково Алатырского района во время службы в алтаре умер всеми любимый батюшка, молитвенник и подвижник отец Пётр Вознесенский.

Во время похорон огромный храм не мог вместить всех, пришедших с ним проститься. Плакал весь храм, плакало все село. Для всех жителей Иваньково он действительно был отцом, к нему шли в радости и в горе, каждый находил у него утешение.

Начиналось все так. Отец будущего протоиерея Петра священник Михаил Петрович Вознесенский служил в селе Иваньково с 1872 по 1887 год. А 27 апреля 1887 года в храм новым настоятелем вошел его сын Петр, родившийся в 1858 году. В 1880 году Пётр Вознесенский окончил полный курс обучения в Симбирской духовной семинарии и был назначен псаломщиком в село Голодяевка Сызранского уезда Симбирской губернии. В январе 1881 года был переведен в с. Чукалы Ардатовского уезда. В ноябре того же года рукоположен священником Медянской Покровской женской общины Курмышского уезда. В 1886 году переведен в село Шейн-Майдан Ардатовского уезда, откуда 27 апреля 1887 года был направлен на службу в родное село.

Отец Пётр был человеком неуемной энергии и работоспособности. 1 сентября 1887 года он назначен законоучителем Иваньковской сельской школы, а через 10 лет, в 1897 году, при храме он создает женскую церковно-приходскую школу, где также становится законоучителем и заведующим школы. Выпускницы этой женской школы спустя годы спасут Иваньковский храм от поругания. Они, сцепившись руками, стали плотным кольцом вокруг здания церкви и не позволили присланным из Алатыря красноармейцам войти в храм для изъятия церковного имущества и закрытия храма. Храма, на строительство которого они собирали деньги не один год.

В 1901-1906 гг. батюшка становится законоучителем и заведующим школы для взрослых жителей села. 17 декабря 1902 года он утвержден в должности благочинного в 3-м благочинническом округе Алатырского уезда. В 1910 году в его округе находилось 23 храма (11 из них – каменных), 1 молитвенный дом. В самом селе Иваньково им было проведено 19 внебогослужебных чтений и бесед, произнесено 68 поучений. Для борьбы с расколом и сектами были устроены миссионерские кружки. Неутомимая деятельность отца Петра неоднократно отмечалась церковными наградами. В январе 1893 года он награжден скуфьёй, 6 мая 1901 года – камилавкой, 6 мая 1908 года – наперсным крестом, 11 мая 1914 года – Библией от Святейшего Синода. Был награжден орденом Св. Анны III степени. Имел также медаль в память царствования Александра III, медаль в честь 5-летия открытия церковных школ. 18 мая 1914 года епископ Алатырский Назарий возвел его в сан протоиерея.

Прожив честную и беспорочную жизнь, вырастив трех сыновей и дочь, протоиерей Пётр Вознесенский был, как и его Отец протоиерей Михаил Вознесенский, похоронен у алтарной стены Свято-Троицкого храма села Иваньково.

Хочется передать дух, которым жило русское верующее общество 100 лет назад. Вот некролог, напечатанный в «Симбирских епархиальных ведомостях» за май 1916 года:

«7 марта 1916 года в с. Иваньково скончался на наших глазах о. Пётр Вознесенский на 59 году жизни. В тот же день случайно встречаю в Алатыре живописца К., когда-то работавшего в Иванькове на росписи церковного иконостаса.

– Неужто Пётр Михайлович помер? Понимаете… Сразу защемило сердце… Давно уже оборвалось близкое общение с ним, но обаяние его пастырской личности живет в душе доселе. Особенно незабываемо говенье в Иванькове. Да я больше и не говел так; по крайней мере душа ни разу после не разрывалась так в покаянном сокрушении… Служил Пётр Михайлович хорошо, но не в этом сила. Он даже не заботился о искусности своего служения. Но до какой полноты он мог передать в службе свое молитвенное умиление… Он мне говорил: «Служить мне в радость». Ведь только при нем иваньковские стали говеть толпами, до 3000 за пост. Ране было менее, и не так.

На обратном пути из Алатыря мне вспомнился один зимний вечер в помещении Иваньковской земской школы, где происходило собеседование православного миссионера с местными старообрядцами (кулугурами). Был тут и отец Пётр. Усердно листали старинные книги. Но вот миссионер приводит на память место из книги, на беседе не случившейся. Старообрядец руками машет: «Не верю тебе… не верю… ни в жисть… никогда». О. Пётр смотрит обыкновенным ясным взглядом на старообрядца и говорит: «Такое место в этой книге есть. Я знаю». Старообрядец тихо соглашается: «О. Петру верю. Ему можно без сумнения верить». Доверие к о. Петру как от православных, так и от старообрядцев было поразительное, и за тридцатилетнее его служение в Иванькове о. Пётр ни разу не поколебал этого доверия.

При вступлении на иваньковский приход о. Петра тамошний, теперь величественный каменный храм, еще только начинался строением: закладывался фундамент. Служили в ветхой, закопченной, маленькой церкви. Средств на постройку не было: их надо было изыскивать. И о. Пётр сам взялся: собирал сам по селу жертву, созывал собрания прихожан, просил, молил их не оставлять дела… Писал к богатым иваньковским мужикам, работавшим с грузовыми артелями на пароходных пристанях по разным городам. Много потратил здоровья, а не тужил. Радовался: величественный внешне, обнесенный дорогой железной оградой и благолепный изнутри, украшенный художественной живописью, храм был окончен 13 лет назад. До 70 тысяч рублей было употреблено. Кроме храма мечтою о. Петра было создать церковную школу в приходе и именно женскую. Он ясно видел, какое благодетельное значение для старообрядческого прихода будет иметь религиозно-нравственно просвещенная женщина. И успел. Одним из главных предметов в школе поставил церковное пение. От каждой учительницы требовал петь с девочками на клиросе: «Это так важно и для них, и для прихода». Ученицы женской церковно-приходской школы стройно, умилительно пели на отпевании своего отца-законоучителя.

Вообще же заботы о. Петра о религиозно-нравственном преуспеянии прихожан были неустанны, от первого дня служения. Бедность догматического наставления словесного стада тревожила отца Петра не меньше нравственных недочетов. Если бы сосчитать все часы, потраченные на поучения, беседы и собеседования, чтения! В слабом больном теле почившего жила светлая, сильная верой, надеждой, любовью душа. На поминальном обеде о. дьякон заметил: «Как было не надломиться здоровью о. протоиерея, когда у нас праздничная вечерня длилась всегда не менее пяти с половиной часов с акафистами, с собеседованиями да с общим пением. Это неопустительно, каждый год с сентября до полевых работ». Слова о. дьякона нужно дополнить: в приходе существовала воскресная школа, в которой о. протоиерей занимался по праздникам в промежуток между литургией и вечерней, уделяя самую малость времени на побывку дома. Аккуратность, исполнительность были видной чертой почившего. 15-летнее состояние его в должности окружного благочинного отличалось именно аккуратностью и исполнительностью, отмеченной епархиальным начальством. Человек, близкий к почившему, сказал мне: «За что бы он не брался – все ему удавалось, все он обязательно доводил до конца. Счастливец». Тут мне вспомнилась любимая поговорка о. Петра: «Sine Iove nec pedi move (без Бога ни до порога)».

Когда совершился вынос из дома тела почившего, в массе прихожан стояли многие старообрядцы, пришедшие проводить его, и плакали. Нечего говорить, что на отпевании вместительный храм был битком набит народом. Алатырский уездный миссионер о. Гаврилов сказал прочувственное надгробное слово. Церковь плакала… Вечная память, пастырь добрый, тихий, незлобивый! Вечная память».

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика