26 октября Православная церковь отмечает праздник Иверской иконы Божией Матери, вспоминая события перенесения списка с этого чудотворного образа в Москву в середине XVII века. Однако в 2016 году в этот день в нашем городе празднуется еще одно событие, а именно 170-летие постройки Иверской церкви, кафедрального храма Алатырской епархии. Наверное, все наши читатели знают этот благолепный храм, находящийся рядом с «красной» больницей, но немногие знакомы с его удивительной и своеобразной историей. Сегодня, к его юбилею, мы хотим познакомить читателей нашей газеты с ее основными вехами.
ДОМОВАЯ ЦЕРКОВЬ АЛАТЫРСКОГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО УЧИЛИЩА ДЛЯ ДОЧЕРЕЙ КРЕСТЬЯН
История Иверского храма начинается с организации в г. Алатыре хозяйственного училища для дочерей крестьян. Всего таких училищ в России было четыре. Цель их создания состояла в духовно-нравственном воспитании дочерей удельных крестьян с научением их всем необходимым навыкам ведения хозяйства для того, чтобы, выйдя замуж, они имели влияние и распространяли полученные знания среди других крестьянских семей, тем самым повышая культурный и хозяйственный уровень удельных деревень губернии.
По программе училища в течение четырехлетнего курса его воспитанницы должны были обучаться Закону Божию, чтению и счету, для чего в штат училища назначался священник. Особое внимание предполагалось уделять развитию сведений по сельскому хозяйству и домоводству и их практическому применению. В течение всего срока обучения воспитанницы училища не могли из него отлучаться, а свидания с родителями допускались лишь по праздникам.
Алатырское хозяйственное училище для дочерей крестьян на 20 учащихся было открыто 1 мая 1845 года и первоначально располагалось в съемных помещениях. Через год для него выделили участок земли на самом краю города в кварталах между улицами Стрелецкой, Симбирской и Казачьей. В течение 1846 года на этом участке был выстроен целый комплекс деревянных зданий, в которых разместились спальни воспитанниц, столовая и квартиры служащих. В главном же каменном здании разместилась домовая церковь, рабочая и классная комнаты.
Всеми организационными и строительными работами руководил управляющий Алатырской удельной конторой коллежский советник Александр Петрович Бороздин.
Окончательно все работы были завершены только в 1848 году, но уже 27 июля (9 августа) 1847 года состоялось торжественное освящение храма, которое совершил епископ Симбирский и Сызранский Феодотий (Озеров). Престол освятили в честь Иверской иконы Божией Матери. Настоятелем был назначен алатырский священник Иаков Лебедев, который уже год работал в училище на должности законоучителя.
Церковь Иверской иконы Божией Матери не имела особого прихода, она считалась домовой церковью училища. Ни крещения, ни отпевания в ней не совершались, и только со временем было дозволено проводить в ней венчание браков девиц, заканчивающих свое обучение. Богослужения же в храме по воскресным и праздничным дням стали совершаться регулярно. Причем воспитанницы училища сами читали и пели на клиросе.
Вначале училище работало довольно успешно, и вскоре число воспитанниц увеличили до 36. Однако с течением времени оно отклонилось от первоначальной программы и стало представлять собой скорее школу рукоделия. Было замечено, что большую пользу для религиозно-нравственного развития народа приносит обучение крестьянских девочек грамоте и молитвам в сельских школах у местных священников, начавшееся в Алатырском уезде с 1857 года. Поэтому с 1 января 1863 года Алатырское хозяйственное женское училище было решено закрыть.
Все время работы училища отец Иаков Лебедев усердно исполнял свое служение.
Как проходила богослужебная жизнь в храме после закрытия училища – нам неизвестно. В связи с тем, что храм был домовым, можно предположить, что скорее всего служба в нем совершаться перестала. Здания же упраздненного училища позднее были сданы под постой квартирующего в городе Алатыре 8-го пехотного Эстляндского полка.
ИВЕРСКАЯ ЦЕРКОВЬ ПРИ ЗЕМСКОЙ БОЛЬНИЦЕ
С постройкой в начале 80-х годов XIX века нового здания земской больницы на месте, ранее занимаемом строениями хозяйственного училища, храм Иверской иконы Божией Матери, оказавшийся рядом, был приписан к ней и стал использоваться для обслуживания больных и медицинского персонала. Его приход составляли служащие больницы и пациенты, находящиеся на стационарном лечении. Причт храма – священник и псаломщик – входил в штат больницы и получал жалование от земства. Из треб в храме совершались отпевания скончавшихся больных и редкие крещения детей (1–3 в месяц), матери которых по каким-либо причинам рожали не дома, а в больнице. Можно предположить, что службы в храме совершались регулярно по воскресным дням и праздникам, а священник служил молебны о здравии, причащал и соборовал тяжелобольных.
С 1882 по 1885 год настоятелем больничного храма Иверской иконы Божией Матери был священник Иоанн Аполлонов. 23 ноября 1885 года епископ Симбирский и Сызранский Варсонофий рукоположил учителя подготовительного класса при Алатырском духовном училище Сергия Руднева во священника и назначил его настоятелем вместо отца Иоанна.
В 1897-1903 годы службу в нашем храме отец Сергий совмещал с преподавательской и административной работой как в епархиальном училищном совете, так и в правлении Алатырского духовного училища.
Долгие годы, почти тридцать лет, отец Сергий исправно нес службу в храме и больнице. В 1914 году по состоянию здоровья он вышел за штат, а на его место был назначен священник Николай Лавров, но прослужил он недолго. Последние годы перед революцией настоятелем был священник Владимир Лепоринский.
ЗАКРЫТИЕ ХРАМА
После октябрьского переворота одним из первых декретов новой власти стал декрет «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви», опубликованный 23 января (5 февраля) 1918 года. Согласно декрету все имущество существующих в России церквей и религиозных обществ объявлялось народным достоянием. Здания и предметы, предназначенные специально для богослужебных целей, отдавались по особым постановлениям местной или центральной властью в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ. Эти положения явились юридическим прикрытием для конфискации церковного имущества и гонения на Церковь.
Во исполнение декрета 9 февраля 1919 года община прихожан Иверской больничной церкви постановила сдать Алатырскому городскому Совету рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов все церковное имущество, а 19 марта между общиной прихожан Иверской больничной церкви и вышеназванным советом был заключен договор о передаче ей в бессрочное бесплатное пользования «народного» имущества Иверской больничной церкви.
4 ноября 1919 года ее настоятелем был назначен 58-летний священник Крестовоздвиженского храма Петр Михайлович Цветницкий. Богослужение продолжалось.
В 1924 году была предпринята первая попытка закрыть Иверский храм. Повод к этому состоял в том, что церковь находилась на территории Алатырской народной больницы, как она теперь стала называться. Служащие больницы приняли решение об отказе от храма и использовании его помещения для приема больных. В ответ на это собрание прихожан под председательством председателя церковного совета Ивана Егоровича Ларенкова выступило с решительным протестом. В своем заявлении они отмечали, что «служащие советской больницы к храму никакого отношения не имеют, и состав больничных служащих непостоянный: нонче служит, а завтра – нет, а потому оне и распоряжаться храмом не имеют права. Так как храм взят нами, прихожанами, по договору…, мы же, прихожане, от храма не отказуемся и просим постановление больничных служащих считать недействительным… храм оставить за верующими прихожанами». На этот раз верующим удалось отстоять свой храм.
Последним перед его закрытием настоятелем Иверского храма стал священник Александр Доброхотов, назначенный в 1927 году.
В 1929 году политика государства по отношению к Церкви ужесточилась, и началось массовое закрытие церквей по всей стране. В сентябре ЦИК ЧАССР принял постановление закрыть церковь при Алатырской больнице как мешающую нормальной работе больницы (колокольный звон и т. д.). Спустя два месяца Иверская церковь была закрыта, а все имущество перевезено на склады городской милиции. Здание храма было передано в пользование Алатырской народной больнице. Таким образом, храм Иверской иконы Божией Матери стал первым в списке закрытых приходских церквей г. Алатыря. Уже в январе следующего 1930 года были закрыты Вознесенская церковь бывшего женского монастыря, церкви Рождества Христова и Казанская-Пятницкая.
После закрытия храма был произведен демонтаж центрального барабана с луковичным куполом и двух колоколен. Здание превратили в клуб больницы, а после Великой Отечественной войны в нем разместили Красный уголок районной больницы, рентгенотерапевтический кабинет и пункт переливания крови.