11 СЕНТЯБРЯ 2015 ГОДА В АЛАТЫРЕ НАЧАЛ РАБОТУ ЦЕНТР ПОМОЩИ ДЕТЯМ-ИНВАЛИДАМ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ ЛУКИ ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКОГО
Основной целью деятельности Центра является выявление детей с ограниченными физическими возможностями и осуществление мероприятий по их социальной, педагогической, психологической реабилитации. Занятия направлены на развитие и коррекцию нарушений развития ребенка, обучение его основным бытовым навыкам, развитие индивидуальных способностей, а также создание условий для интеграции в общество. Физическая реабилитация проходит по индивидуальной программе с привлечением к участию в процессе родителей детей.
Ребенок, имеющий инвалидность, может быть также способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем. Обнаружить эти дарования, развить их ему мешает неравенство возможностей. Главная проблема ребенка с ограниченными физическими возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда элементарного образования.
На 2016 год в Алатыре и Алатырском районе с населением 51528 человек проживали около 200 детей-инвалидов. К сожалению, на данный момент в нашем городе нет ни одного специализированного коррекционного учреждения для детей-инвалидов. Ближайшие подобные Центры находятся в Чебоксарах, Ульяновске и Саранске. К нам в Центр также привозят детей из Мордовии.
Игровые комнаты Центра оборудованы яркими мягкими модулями, предотвращающими травматизм и способствующими повышению двигательной активности детей. Сенсорные комнаты оснащены специальными опорами для сидения и стояния (вертикализаторами), облегчающими проведение занятий с детьми по игротерапии, арттерапии и развитию мелкой моторики. Кроме того, имеется логопедическое оборудование для занятий с логопедом. В темной сенсорной комнате есть оборудование для проведения свето- и звукотерапии. Спортивный зал оснащен не только детскими и подростковыми спортивными тренажерами, но и специальным оборудованием для детей-инвалидов: тренажером Гросса для вертикализации детей и снятия повышенного мышечного тонуса, мягкими модульными укладками, оборудованием для обучения детей ползанью, ходьбе, подъему по лестнице (опора для ползанья, опора для ходьбы «Первые шаги», деревянная лесенка-горка), велосипедом-тренажером для детей с поражением опорно-двигательного аппарата и ходунками «Ангел-Соло».
В спортивном зале «Илюша» 33 ребенка-инвалида занимаются с воспитателем-инструктором ЛФК по индивидуальным программам 5 раз в неделю по 1 часу. Занятия индивидуальные, нацелены на получение детьми необходимых элементов физической реабилитации. Выбор средств ЛФК зависит от состояния ребенка, назначенного ему режима двигательной активности и условий нашего Центра. Занятия основаны на современных методиках и проводятся с использованием лечебной гимнастики, спортивного инвентаря и упражнений на тренажерах. Инструктор ЛФК заполняет индивидуальные карты, в которых ребенку назначается комплекс упражнений на укрепление мышц спины, рук, ног, стоп с перечнем тренажеров. Детям с диагнозом ДЦП нижних конечностей назначаются упражнения на тренажере Гросса. Благодаря лечебной гимнастике создаются физиологические предпосылки для восстановления правильного положения тела, развития и постепенного увеличения силовой выносливости мышц, исправления в возможных границах существующего дефекта, воспитания и закрепления навыка правильной осанки, нормализации функциональных возможностей важных систем организма. По назначению врачей-специалистов детской поликлиники проводится фито- и кислородотерапия.
Большое значение для реабилитации детей имеет массаж, который ежедневно проводится в специально оборудованном кабинете. Массаж направлен на снятие мышечного напряжения и боли, устранение блоков суставов и смещение позвонков. Массаж воздействует на суставы, мышцы, кожу, улучшает кровообращение, обмен веществ. Специалист осуществляет механическое и рефлекторное воздействие на ткани и органы. Воздействия через окончания нервов передаются в мозг и в виде ответа дают позитивные изменения в различных тканях и органах.
Двадцать два ребенка – подопечных Центра посещают логопеда-дефектолога. Занятия проходят по индивидуальным программам 1 раз в неделю по 45 минут. Логопед-дефектолог проводит детальное обследование ребенка, на основании результатов которого организуется работа, направленная на максимальное восполнение и восстановление недостатков в развитии. Работа дефектолога нацелена на развитие у детей основных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мыслительных процессов), в т.ч. слуховой и зрительной памяти, логического мышления, развитие коммуникативных способностей, активной речи, формирование навыков пересказа текста, формирование усидчивости, развитие моторики пальцев, развитие игровой деятельности.
Используется артикуляционная гимнастика, логопедический массаж, зондовый массаж, работа над моторикой пальцев (от большого к меньшему, шнуровка) по методике Е.В. Новиковой. Коррекция звукопроизношения проводится по программе Н.В. Нищевой, диагностика развития ребенка – по методике Е.А. Стребелевой. Занятия направлены на устранение отклонений в развитии и восстановление функциональных способностей. В дошкольном возрасте упор делается на игровую деятельность, для школьников – на речь, письмо. Проводятся консультации и беседы с родителями детей.
У детей, посещающих занятия ЛФК, наблюдается улучшение мышечного тонуса, координации движений, повышение иммунитета, укрепляются мышцы спины, шеи, дети стали выполнять новые движения, стали более раскрепощенные, общительные, исчез страх перед выполнением новых заданий. После комплексных занятий ЛФК с массажем у одной из подопечных заметно улучшился тонус мышц нижних конечностей, она стала вставать на ноги с поддержкой, нервные окончания стали более чувствительными.
Благодаря занятиям с логопедом-дефектологом у четырех детей полностью поставлены звуки, дети научились пересказывать, небольшие стишки учат быстро, участвуют в спектаклях, благодаря использованию на за-нятиях наборов Фрёбеля научились брать да-же мелкие предметы. Дети стали более спокойными, на занятия ходят с удовольствием.
Наш Центр посещают 33 семьи, из них 25 –полных семей (одна многодетная), семь –неполных (есть только мама или папа), одна девочка – сирота с бабушкой-опекуном. Есть финансовые проблемы: три семьи не имеют своего жилья, а в неполных семьях родители не работают, т.к. ребенку нужен постоянный уход, и доход семьи состоит только лишь из пенсии.
Подопечных семей было бы больше, если бы была организована перевозка детей из дома в Центр и обратно, т.к. у родителей нет своего транспорта и других возможностей для посещения с детьми занятий. Организовать перевозку Центр не может в связи с отсутствием необходимых средств.
Наш Центр оказывает услуги бесплатно. Мы работаем на пожертвования. В нашем регионе очень сложно найти серьезных благотворителей. Поэтому мы будем благодарны любой помощи организаций и частных лиц.