Каждая женщина, пребывая в «интересном» положении 10 лунных месяцев, непременно задается вопросом выбора роддома и врача, которому можно было бы доверить эту благую и счастливую миссию. Самые отчаянные осмеливаются рожать даже в домашних условиях: им «стены помогают». Другие же, особо заботливые, будущие «vip – мамочки», надеясь на уровень мировой медицины, наоборот, устремляются в Швейцарию. Но еще существует категория рожениц, которые стекаются со всех уголков нашей необъятной родины в маленький провинциальный городок – Алатырь: батюшка благословил рожать здесь, а слово духовного отца для них – закон, не терпящий никаких возражений.
Где благословите рожать, батюшка?
«Матушка! А можно дать Ире творогу?», – слышится голос в трапезной Свято-Троицкого мужского монастыря. Сегодня среда, у православных христиан – день постный, но Ире дозволяется любая пища, она на «особом режиме» – со дня на день должна стать мамой.
Ирина – жительница г. Химки Московской области. В Алатырь приехала еще месяц назад. И, как признается, даже не возникало сомнений, что рожать надо именно здесь, коротко добавляя: «Нужно послушание». Супруг Александр (с ним Ирина познакомилась тоже по благословению духовного отца) с напутствующими словами: «Передаю тебя в руки Божии» остался в Подмосковье, в «послушании» своей профессиональной деятельности.
– Родственники, конечно, были против, – делится Ирина, – высказывали опасения, убеждали рожать в Москве. Но мы с мужем считаем иначе. Нужно доверять Господу, все в Его власти. И никакая, даже самая современная аппаратура, не поможет!
В Церкви, как известно, семь Таинств. Но в среде верующих есть еще негласное, восьмое, – это Таинство послушания. Святые отцы учили: «Послушание выше поста и молитвы». И христианин, порой, переступая через свой страх, повинуется духовному наставнику, радеющему о спасении души «ближнего своего».
В трапезную заглянули три молодые женщины. Так же, как и Ирина, они приехали на «роды по благословению». Умиротворенные, улыбчивые, светлые лица. Мы познакомились.
Ирина, но уже из Домодедово Москов-ской области, во второй раз приезжает в Алатырь. Тогда, два года назад, «в душе были опасения»: может, лучше довериться столичным врачам? Но, смирившись с «духовным» решением, на свет, с помощью Божией, появилась чудная девочка, маме которой запомнились приветливые врачи и хорошее отношение к детям.
– Знаете, нельзя без послушания, – уверена Ира, – были такие случаи, когда батюшку не слушали, оставаясь рожать в своем городе. И какие тогда были трудные роды!
Матушке Нине из Порецкого района всего 27 лет, сейчас она ждет рождения третьего ребенка. Муж – священник местного сельского храма. В отсутствии супруги успешно совмещает настоятельскую и отцовскую функции – ребятишкам всего 2,5 и 5 лет.
– Приехав сюда, сразу почувствовала себя лучше. Здесь такая благодать: ежедневно причащаемся, помогает молитва старца и всего монастыря!
Вся «четверка» плавно отправляется к матушке Каздое в монастырский медпункт для ежедневного измерения уровня давления.
– Как результаты? – интересуюсь у «обследованных» чуть позже.
– Хорошие, нас хоть в космос можно отправлять! – шутят они.
У Татьяны из Ульяновска пятеро детей, среди которых есть даже «двойня»! За всеми нужен «глаз да глаз», да еще большое хозяйство нужно содержать в надлежащем порядке. В ожидании возвращения мамы с прибавлением со всем (и всеми) справляются муж и старшая дочь, которой шестнадцать.
«Чудаки», «сумасшедшие», «отсталые» – как только не называют людей, у которых много детей, забывая о том, что еще со времен Адама и Евы первоначальная помощь жены мужу состояла в рождении детей. В Ветхом Завете чадородие всегда считалось особенным благоволением Божиим к человеку. Но то, что для наших предков было нормой, для нас стало невероятной экзотикой. Сегодня, во время нравственного одичания, на многие вещи мы смотрим с позиций комфорта, сами определяя оптимальное количество детей. На многодетные семьи батюшек и православных прихожан глядим с недоумением. Для «норм» семьи сегодня считается в порядке вещей иметь двоих, ну троих детей (хорошо еще, что не одного, как раньше!), а уж больше – катастрофически хлопотно, сложно, да и… не нужно.
– Сколько Господь посылает детей, столько пошлет и возможностей заработать на пропитание, – не мудрствуя лукаво, рассуждает Татьяна. И, улыбаясь, мечтает еще об одних «двойняшках».
Раздался колокольный звон, и женщины поспешили на вечернюю службу…
...И наполняйте землю
Если за весь 2006 год в алатырском роддоме на свет появилось 12 маленьких жителей других городов, то уже только за первый квартал 2009 года – 8!
– А что дальше будет, посмотрим, – говорит зам. главного врача по родовспоможению Галина Фунтикова. – Но то, что их количество год от года растет, несомненно. Как правило, они поступают к нам либо со схватками, либо «воды отошли». Не можем же мы им отказать!
Список иногородних рожениц обширен: Екатеринбург, Тольятти, Нижний Новгород, Москва, Сызрань, Пенза, Санкт-Петербург, Тюмень, Самара… Разного возраста и разного социального сословия женщин объединяет, по словам Галины Фунтиковой, одна черта: не допускают никакого медицинского вмешательства в родовой процесс! Вспоминает, как одна женщина каждые полчаса, «до последнего», советовалась со своим духовником, не выпуская телефона из рук. И только после благословения дозволила поставить себе «нежелательный» укол. Но, вместе с тем, зам. главного врача отмечает, что «такие» роженицы гораздо подготовленнее и терпеливее в ро-
дах. Рассказывает, как осенью прошлого года в роддом поступила жена одного из москов-ских благодетелей монастыря. Заботливый супруг, одновременно переживая и за жену, и за условия, к появлению на свет своего чада подготовился основательно: капитально отремонтировал операционный зал для принятия родов, послеродовую и послеоперационную палаты, прикупил акушерскую кровать, холодильник, сделал полы с подогревом, поставил душевую кабинку и надлежащую детскую мебель. И, вдобавок ко всему, заасфальтировал дорогу до приемного отделения у роддома! Мне довелось видеть этого счастливого отца семейства, стоящего в храме монастыря с кучей, видимо, самых толстых свечей из иконной лавки. Улыбка не сходила с его лица. Как не сходят и благодарные надписи (спасибо за Алину! и т.п.) на стенах роддома, хоть они и старательно недавно выбелены.
…Ирину на карете скорой помощи доставили в роддом около четырех часов дня. Околоплодные воды отошли, но схватки так и не начинались. Их не было совсем. Эта досадная неприятность могла перерасти в непоправимую угрозу жизни малыша. Ирина взывала к Господней милости. Муж Саша молился в храме «Заступнице усердной» - Пресвятой Богородице. После проведенных медицин-ских манипуляций (к ним все же пришлось прибегнуть) родовой процесс активизиро-вался, и над Алатырем раздался еще один крик маленького человечка, громко известивший мир о своем появлении.
Через распахнутые ворота монастыря взволнованно бежал Саша с красивейшим, трехъярусным, букетом цветов. Точнее, это бежал огромный цветочный букет на двух ногах, чтобы с любовным трепетом и нежностью остаться у иконы Казанской Божьей Матери.
Позже я позвонила Саше. Он сердечно благодарил врачей, работу которых оценил в «5 баллов», и по-детски умилительно радовался рождению дочки Ангелины.
Не губите «белых журавлей»!
С настоятелем храма в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи отцом Андреем мы встретились у алатырского железнодорожного техникума. Он преподает здесь «Основы православной культуры». 10 лет назад сам уехал по благословению в Алатырь, чем вызвал недоумение покручивающих у виска многих знакомых родного города. Уехал ради послушания своему духовному отцу.
Чувство материнства, уверен отец Андрей, сегодня, как никогда, нуждается в защите. Понятия любви и семейных ценностей в современном обществе стерты. Разговаривая о любви, люди не имеют в виду высокого человеческого чувства, загоняя ее в рамки низких физиологических потребностей и необузданных желаний. Символом времени у нас стал секс, он рекламируется всеми «научными» и техническими средствами. На каждом шагу – образ публичной женщины, всенародной Афродиты. Мир катится в пропасть и становится больше похожим на хаос.
Созданный им Центр защиты материнства «Благовещение» ведет, по мере сил, воспитательную пропаганду в городе: со школьниками – на уроках по психологии семейной жизни, в Загсе – с молодоженами, в роддоме – с будущими матерями. Пытаются «воспитывать» и медиков.
– Хорошее название – планирование семьи, – рассуждает отец Андрей, – но в самом законе ни о каком планировании, как таковом, и речи нет! По сути – это контрацепция, стерилизация, аборты. Все! Какая тут демография!
В подтверждение слов моего собеседника вспомнила о прочитанной мною в фойе роддома «Программе школы беременных»: наряду с советами о рациональном питании, об изменениях в организме во время беременности и механизме родов последними пунктами значатся современные противозачаточные средства и контрацепция. И ни слова о возможности повторных родов!
– Да что вы, – замахала руками зам. главного врача Галина Фунтикова, – мы своих врачей никак не можем уговорить родить хотя бы еще одного ребенка!
Ну что тут скажешь…Мы сами, пытаясь «планировать» Божественную благодать, «предохраняемся» от Господней милости. С наивной флегматичностью, полагая, что не время еще, прибегаем к различным хитростям, «чтобы случайно на свет не появились дети». А если все же «просчитываемся», горько сокрушаемся и в срочном порядке «удаляем» нежелательную нам «обузу для жизненных перспектив». Одна моя знакомая как-то забеременела. Замужем еще не была, так – встречалась с молодым человеком. Взяла направление на аборт, мол, «успеется, вся жизнь еще впереди». Со временем оба распознали друг в друге свою «вторую половинку». Расписались, стали поговаривать о детях… И говорят о них вот уже седьмой год, ждут, надеются и льют слезы, обнимая чужих малышей.
– Нельзя строить счастье своего государства на костях убиенных детей, – продолжает отец Андрей. – Почему Церковь против ультразвукового исследования? Да потому что целью УЗИ в нашей современности является не выявить – помочь, а обнаружить – избавиться, предотвратить рождение «не такого, как все» ребенка. Мы не против науки, но против науки, преступающей мораль.
Я поблагодарила отца Андрея, и мы попрощались. А на вечерней трапезе, в монастыре, увидела еще одну беременную женщину…