Конфликты, стрессы...Не ушли ли мы, уважаемый читатель, от основной темы – семейное воспитание? Пожалуй, нет. Только начали путь к теме, т.к. воспитание там успешно, у кого в семье «все ладком», а не у того, где «ошпарят кипятком»... Вот такой расклад получается, если посмотреть на стресс внимательно.
Люди давно пришли к выводу о том, что большинство из нас не умеют обучаться на собственном опыте. Стресс не исключение, здесь тоже «главный учитель» для многих - собственный опыт. Я задаю вопрос студентам-психологам: «Что основное в успешности обучения на собственном опыте?» В аудитории тишина. Не думали на эту тему, в ситуации стресса не до анализа, а позже хочется все забыть. Понятно, но неправильно, т.к. главное - научиться самому не становиться источником собственных стрессов и не менее важно - уметь предвидеть возникновение от вас, не зависящих от стрессовых ситуаций. Как это сделать? Теоретически просто, а практически надо уметь исключить источники самострессирования. В чем суть этих источников наших собственных стрессов?
1. Неумение управлять своими эмоциями. Помните, что говорили на эту тему мудрецы: «Человеческое тело подобно колеснице. Лошади – наши эмоции. Разум – возница. Кто не управляет своими эмоциями, подобен вознице, потерявшему управление лошадьми, впряженными в колесницу».
2. Непродуманность последствий решений. Волнение, гнев, страсть, зависть, азарт – не самые лучшие состояния, в которых следует принимать решения и особенно продумывать их последствия – близкие и отдаленные. «Близок локоток, да не укусишь», «Силен задним умом», «Знал бы, где упасть, соломку подстелил»... Это все мудрость народа, подсказанная именно непродуманностью последствий решений и действий.
3. Желание угодить (неумение отказать) и принятые на себя в связи с этим нереальные обязательства. В менеджменте есть ряд правил, и среди них такие: «Умение говорить нет», «Не позволяйте делать из себя подпорку для решения чужих проблем» и т.п.
Может и странно они звучат для нас, но по сути верны. Желающих (и умеющих) подвесить свои заботы на другого всегда было достаточно. Мы стесняемся отказать, и этим пользуются ловкачи. Что им до того, что мы «вгоняем» себя в сложные стрессовые ситуации?
4. Уступки нажиму. Часто это нажим бесцеремонный, совсем неделовой, отрицающий наши интересы и даже права человека. Любителей «надавить», «прижать», «вынудить» на наш век достаточно. В результате мы попадаем в «беличье колесо», когда одно дело еще не завершено, а рядом еще и еще «навязанные», но бесполезные и ненужные нам заботы. В итоге стресс...
5. Непродуманные выступления. Иной раз после такого выступления сидишь и думаешь: «Ну кто меня за язык тянул. Надо же было так по-глупому напроситься. Знал же, что в этой ситуации «инициатива наказуема»... Что дальше? Думаю, многим это знакомо и ситуации узнаваемы.
6. Чванство, волокита, ложь. Это тоже из жизни. Иной раз сразу и не признаешь за собой все это. Другие – да, я – нет. Только меняются обстоятельства, и вместе с ними меняемся мы. Помните изречение древних: «Почести меняют человека, но редко в лучшую сторону». Не только почести, но и жадность, корыстолюбие, зависть тоже меняют нас и толкают на слова и поступки, конец у которых «украшен» стрессом.
7. Отсутствие инициативы. С одной стороны, вроде безопасное состояние, а с другой – часто ведет человека к потере авторитета, к результатам явно отрицательным. Излишняя и недостаточная инициатива – это «минус», это путь к стрессу.
Вот и названы семь источников самострессирования. Внешне все разные, но в основе всех необъективное представление о себе. Именно это неадекватное представление служит источником выбора ложных путей к самоутверждению (на работе объект насмешек, «неудачник» – человек,
которого «используют», дома – тиран, диктатор).
Непомерные претензии тоже из этого заблуждения. Завышенная самооценка, завышенный уровень притязаний, с одной стороны, и с другой – печальная реальность. Это опасное расхождение ведет к неудовлетворенности, протесту, поиску способов компенсации и на финише к стрессу, срывам, болезням, конфликту. Надо знать свои личностные особенности, достоинства, недостатки. Увы, мы себя не знаем. В Алатыре нецензурно выражаются независимо от того, где находятся и кто рядом: дети, старики, женщины, мужчины, грамотные и не очень, в форме и без. Спрашиваю: «Почему вы употребляете бранные слова?» и слышу: «По привычке, это всем понятно, это то, что хорошо выражает мое состояние и т. п.».
Однако давно известно, что брань в 70 из 100 случаев выражает бессилие, психическую слабость, немощь, в том числе в 28 случаях это проявление инфантильности, т.е. недоразвитие психики и интеллекта (сохранение у взрослого подростковой болезни переходного возраста). И лишь в двух случаях из ста это проявление психической (дикой) силы, которой на всех плевать. Знаем ли мы себя? Понимаем ли, что творим? Что и как надо делать, чтобы быть самому стрессоустойчивее и не создавать разрушительных ситуаций другим?
В. Рыков.