Тема нынешнего выпуска духовно-просветительского вестника – трезвость. Поводов для этой инициативы больше чем достаточно. Во-первых, нынешний год для трезвеннического движения в России юбилейный. 150 лет назад, в 1859 году Священный Синод Русской Православной Церкви издал первый указ о помощи со стороны священнослужителей «решимости воздерживаться от употребления вина». Именно тогда впервые в России стали появляться общества трезвости. А ровно 100 лет назад в 1909 году прошел Первый Всероссийский съезд по борьбе с алкоголизмом, главную роль в проведении которого играла именно Церковь. Нынешний 2009 год имеет шанс стать годом великого перелома в сознании нашего народа. На самом высоком уровне поддержана инициатива Церкви по общенациональной программе трезвости «Общее дело». На Первом канале ТВ с начала года идет трансляция антиалкогольных фильмов и социальной рекламы о вреде алкоголя. В мае Всемирный русский собор принял беспрецедентное заявление «О неотложных мерах по защите от алкогольной угрозы».
Какое отношение имеет к названной проблеме Церковь, евангельское учение Христа? Церковь учит, что человек создан по образу и подобию Божию, что выражается в первую очередь в бессмертии души человека и его свободном выборе между добром и злом. Однако для осуществления свободного выбора у человека должен быть незамутненный ум и чистая совесть. Именно этого лишает себя пьющий человек. Ведь «всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8:34).
Может ли быть свободным зависимый? К несчастью, зависимость от алкоголя возникает у русского человека слишком быстро: у русских, как и у всех северных народов, недостаточно ферментов для безопасного усвоения алкоголя, это медицинский факт. Иначе говоря, русским пить нельзя. Ни много, ни мало, ни водки, ни вина, ни пива. Но ведь это же совершенно невозможно, скажет читатель. У нас в год на душу населения, включая младенцев, употребляют 25 литров чистого спирта. Что на это ответить? До революции этот показатель равнялся 2,5 литра в год на душу населения, то есть в 10 раз меньше! Кстати, по критериям, принятым Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), уровень потребления алкоголя в объеме 8 литров на человека в год является границей вымирания народа: негативные изменения, которые происходят с населением, имеют уже необратимый характер.
Может ли Церковь как-то изменить ситуацию с поруганием образа Божьего в пьющем человеке? С объективной точки зрения – нет. Ибо тот, кто ходит в храм, исповедуется, причащается и слушает проповеди, не пьет. А тот, кто пьет, не ходит в храм. Даже на молебен иконе «Неупиваемая чаша» приходят жены и матери алкоголиков, а отнюдь не сами страждущие. Однако на самом деле пьянство и трезвость это не столько индивидуальный выбор каждого человека, сколько социальная модель поведения, распространение и утверждение которой в качестве общепринятой нормы зависит от очень многих социальных институтов: власти, СМИ, системы образования, культуры, искусства, армии, тюрьмы, здравоохранения, экономики, торговли, моды… Церковь занимает в этом ряду социальных институтов особенное место: она дает сакральное (т.е. священное, выходящее за рамки обыденной действительности) обоснование трезвого образа жизни как единственно возможной общественной нормы. В Новом Завете пьяницы включены в ряд злейших грешников, которым не будет прощения: «пьяницы Царства Божия не наследуют» (1Кор.6:10). Если цель человеческой жизни – спасение души, то пьянство прямо ведет к ее погибели.
Не от одной Церкви зависит обращение нашего народа к трезвости. Но исторический опыт наглядно показывает, что каждый раз общественное возрождение через утверждение трезвого образа жизни в России было связано с инициативами Церкви. И наоборот, уничтожение Церкви, унижение ее достоинства в народной среде ведет к «расцвету» самых низменных пороков, в том числе и в первую очередь – к пьянству. К безбожному пьянству.
Редактор вестника «Православный Алатырь» священник Олег ВОСТРИКОВ.