Надо рассказать об одном историческом факте, для многих православных малоизвестном, а для некоторых и вовсе неизвестном. Начиная с середины XIX века (Указ Святейшего синода от 1859 года) и до Октябрьского переворота 1917 года, Русская православная церковь, исполняя свою социальную миссию, прилагала активные усилия по сохранению русского народа в богоданной естественной трезвости. В те далекие теперь уже времена, когда потребление алкоголя было около 2,5 литра в год на душу населения, а около половины мужчин и 90% женщин были абсолютными трезвенниками (!), Святейший синод для ограждения общества от надвигавшегося пьянства своим Указом (июль 1889 года) благословил и настоятельно советовал священнослужителям поддерживать город-ские и сельские общества, решившиеся отказаться от употребления алкоголя. По всей Российской империи по инициативе священнослужителей при многих церковных приходах были созданы православные братства трезвости. К 1 января 1911 года таких братств трезвости в стране насчитывалось уже 1771. Христиане, вступающие в братство православных трезвенников, на специальном богослужении - Чине обета трезвости - давали обещание Богу жить благочестиво и в абсолютной трезвости, делом, словом и личным примером призывая к этому других людей. Активисты обществ организовывали антиалкогольные музеи, различные выставки, устраивали «праздники трезвости», литературные вечера с пением, пытаясь тем самым оздоровить быт рабочих и крестьян, отвлечь их от пьянства. По выходным они организовывали народные чтения и в каторжных тюрьмах.
Усилия Церкви и повсеместная работа православных братств трезвости принесли ошеломляющие результаты. Идею трезвой жизни подхватили писатели Достоевский, Лев Толстой, научные светила мирового уровня Павлов, Бехтерев, Эрисман, Введенский, Корсаков. Были проведены глубокие научные исследования, написаны великолепные книги, статьи, лекции, учебники. А Государственной Думой был принят закон о введении в системе народного образования специального предмета «Трезвость». Для начальных школ и для училищ появились учебники Мендельсона, Успенского, Догеля и Соловьева, на которых было воспитано несколько поколений людей с трезвым мировоззрением.
Церковь, многочисленные братства трезвости совместно с общественностью и государственной властью сумели поднять на решение алкогольной проблемы и направить к единой благой цели все российское общество. Была проведена колоссальнейшая работа. К 1914 году Петербург, где жили уже сотни тысяч трезвенников, становится неофициальной столицей трезвости. А по всей России людей, абсолютно исключивших алкоголь из своей жизни, насчитывается к этому времени уже многие миллионы. Россия приобретает славу трезвой державы. Под влиянием трезвеннических организаций в общественном сознании происходит радикальный перелом, и все настойчивее звучит призыв к всеобщей трезвости. Российский государь император Николай Высочайшим Указом утверждает положение Совета Министров 27 сентября и 13 октября 1914 года, предоставляя право земским собраниям, городским думам и сельским сходам запрещать на время войны торговлю спиртными напитками в местностях, находящихся в их ведении. Уже через два месяца (!) такие решения были приняты повсеместно.
Народ воспринял Царский указ как национальный праздник. И позднее, при опросе населения, 84 % процента высказались за то, чтобы «сухой закон» оставить не только на время войны, как сначала предполагалось, а на вечные времена. Таким образом, снизу, по воле самого православного народа в России было совершено, казалось бы, невозможное повсеместно и полностью прекращено производство и продажа спиртного зелья. Государственная Дума уже после того констатировала лишь свершившийся факт - принятие самим народом знаменитого «сухого закона на вечные времена». И не было никакого диктата сверху, никакого насилия над людьми, никаких алкогольных бунтов, как клевещут на святого Царя-страстотерпца нынешние либеральные СМИ. Только по неведению или же сознательно можно оспаривать благотворное значение трезвости в нашей стране.
Вот что писал по этому поводу выдающийся русский публицист и философ, расстрелянный впоследствии большевиками, М.О. Меньшиков в журнале «Новое время»: «Со всех сторон идут телеграммы и письма о чудесном преображении народной жизни, о крайнем упадке преступности (на 70%, а местами аж на 90%!). Пустуют арестные помещения и тюрьмы, пустуют камеры мировых судей и судебных следователей. Хулиганство как рукой сняло. В один момент на пространстве громадной империи была остановлена вся сеть спиртоносной системы. Глубоко укрепившемуся бытовому пороку были сразу оборваны корни. Уже через две недели закрытия винных лавок Россия почувствовала себя как бы воскресшей».
Доктор медицины А.Мендельсон, глубоко изучивший ситуацию, писал через год: «Произведен небывалый в истории человечества опыт внезапного отрезвления многомиллионного народа, и результаты этого эксперимента, длящегося уже более года, поразительны. Сотни миллионов рублей, раньше пропиваемые русским народом, потекли в сберегательные банки. По отзыву министра финансов, покупательная сила русского народа и продуктивность труда заводских рабочих увеличились в чрезвычайной степени, что дает возможность провести в ближайшем будущем крупные финансовые реформы». Блистательный опыт трезвости в нашей стране был высоко оценен и за рубежом. Ллойд Джордж в своем знаменитом выступлении в английском парламенте сказал про наш «сухой закон»: «Это самый величественный акт национального героизма, какой я только знаю».
Сергей БАСМАНОВ (Сибирская православная газета).