Итак, садоводческого общества «Дубрава -2», просуществовавшего около двух десятков, больше нет. Тому есть и официальное подтверждение городских властей. Причин краха несколько. И прежде всего это разительные перемены, которые произошли в нашей жизни как раз за те самые последние два десятилетия, когда острейший дефицит всего и вся сменился изобилием. Правда, изобилие это выливается чаще всего в о-го-го какую копеечку! Но факт остается фактом: в магазинах, на рынках продукции промтоваров завались. Уже не надо простаивать в длинных очередях за хлебом, молоком, заморским товаром. И вот результат: у нового поколения, выросшего в условиях товаро-продовольственного изобилия, уже меньше всего осталось желания копаться в земле. А зачем, когда намного комфортней сидеть за рулем той же «десятки», взятой в кредит, с которым спокойненько рассчитываются папочка с мамочкой или дедуля с бабулей.
И действительно, на сохранившихся дачных участках если и увидишь кого, то это пожилые люди.
Но не только сегодняшний уклад жизни изменил отношение горожан к нелёгкому, изнурительному труду на садово-огородных участках. Свою роль сыграли и набеги любителей поживиться за чужой счёт. «Помогали» убирать урожай, взламывали окна, двери, уносили всё, что можно было унести. Особый интерес грабители проявляли к цветмету. Срезали провода со столбов, не брезговали даже старыми оловянными плошками, ложками, вилками. Какое уж тут настроение заниматься грядками.
Но все это только предисловие к тому, о чем хочется спросить: чем и как будем отдавать долги природе? Про какие долги речь? Да про те самые – за распаханные и перекопанные под огороды заливные луга по берегам Суры и Алатыря. Старые люди помнят, какие это были луга: чистые, изумрудные, с тучными пастбищами. А сколько сена заготавливали на этих лугах. И во что они сейчас превратились: мусорную яму, в источник загрязнения рек и озер.
Можно понять, когда в войну и после нее луга отдавались под картофельные участки. Времена тяжелые, надо было как-то кормиться. Да и сажали картошку без каких-либо удобрений. А чем объяснить принятое местной властью в эпоху развитого социализма решение отдать луга под садово-огородные участки. Машина за машиной везли сюда стройматериалы, навоз. А кроме органики использовали для обработки почвы и культур химикаты. Кроме того, на участках скапливается бытовой мусор: старые пленки от парников, полиэтиленовые пакеты, бутылки… И всё в весеннее половодье смывается в Алатырь и Суру.
Это воспринималось как само собой разумеющееся. Ведь главное – решение продовольственной проблемы.
Конечно, проблему надо решать. Но для этого сколько угодно было земли и помимо лугов.
Сейчас, когда больше половины участков пустуют, возникают другие проблемы. Брошенные дачные домики разрушаются, участки зарастают сорняками. Весной сухая трава, бурьян превращаются в горючий материал. Вместе с ним горят и домики, добавляя хлама ко всему прочему. В половодье все это опять попадает в реки.
И снова вопрос: что делать, чем и как можно помочь лугам вернуться в былое естественное состояние?
Б. Афанасьев.