Вот мы и подошли к главному – профилактике. В качестве профилактики попадания в стрессовые состояния очень хорошо подходят упражнения по созданию и поддержанию мажорного настроения. Нужно, конечно, знать, что стресс как напряжение психофизиологической системы человека - необходимое условие жизнедеятельности. Известный канадский физиолог Ганс Селье, впервые описавший феномен стресса, считает, что жизнь без стресса немыслима. Даже в состоянии полного расслабления, - пишет Г. Селье в своей книге «Стресс без дистресса», - человек испытывает стресс. Под стрессом мы привыкли понимать чрезмерное напряжение, вызывающее негативные последствия. По терминологии Селье, это «дистресс».
Чтобы избежать дистресса, необходимо создать и поддерживать у себя мажорное настроение. Для этого вы должны приучать себя включать психорегулирующие упражнения в свой режим дня. Начните с подъема и утренних процедур. Проделывайте некоторые упражнения в течение дня.
1. Прежде всего - утренняя физзарядка. Очень полезна гимнастика, бег, занятия на тренажёрах, упражнения с массажером, гантелями и т.д. Вы, наверное, знаете, что те, кто систематически занимаются спортом, редко болеют. Здесь имеет место факт физического закаливания, но главное, конечно, это волевое воспитание и эмоциональное совершенствование.
2. Дыхательная гимнастика. Каждое утро желательно практиковать полное дыхание, оживляющее дыхание, укрепляющее дыхание, возбуждающее дыхание, волевое дыхание. Некоторые упражнения будут полезны днем. Хороша дыхательная гимнастика по Стрельниковой.
3. Лицевая гимнастика. Эмоции человека выражаются на его лице.
Установлено, что вся разнообразная гамма эмоциональной экспрессии у человека строится из шести стандартных масок: а) удивление, б) страх, в) злость, г) отвращение, д) печаль, е) радость. Считается, что с помощью этих масок можно зафиксировать на лице до 700 различных эмоциональных оттенков. Однако нужно сначала уяснить, как формируются основные маски.
В формировании на лице всех эмоциональных экспрессий участвуют прежде всего лоб, брови, глаза и рот (верхние губы). Для примера познакомимся с масками печали и радости.
Печаль. Внешние концы бровей опущены. От этого внутренние концы поднялись слегка вверх и образовали на лбу две вертикальные складки. Над ними оформились две-три продольные горизонтальные складки. На глаза надвинулись треугольные складки верхнего века. Глаза потускнели. Уголки губ опустились вниз. Все лицо вытянулось.
Радость. Лоб гладкий, без складок. Брови прямые. Глаза блестят. Уголки губ поднялись вверх. От этого собранные в пучки мышцы растянули лицо в стороны, и оно приняло лунообразную форму.
Задание 1. Встаньте перед зеркалом. Проделайте по порядку описанные выше лицевые движения масок печали и радости. Потренируйтесь принимать маску печали и радости по желанию.
Задание 2. С помощью движений лба, бровей, глаз и губ сформируйте на своем лице маски удивления, страха, злости, отвращения. Как вы относитесь к этим маскам? Подумайте, как другие воспринимают вас, глядя на ваше лицо.
Задание 3. Попробуйте сформировать на своем лице комбинацию из шести основных экспрессий. Запомните лицевые движения. Используйте эти движения в общении с другими.
Осанка. Если человек сутулится, опускает голову и плечи, он переживает неуверенность, депрессию и тревогу. Чтобы сформировать хорошее настроение, надо выпрямиться, расправить плечи, принять прямой и открытый взгляд. В дополнение ко всему сделайте так, чтобы ваши движения были уверенными.
Задание. Встаньте перед зеркалом. Распрямите плечи, слегка откиньте голову назад и поднимите подбородок. Как вы будете воспринимать человека с такой позой?
Голос. Учитесь говорить так, чтобы ваш голос был приятен другим. В этом случае вы будете ощущать хорошее настроение. Когда человек нервничает, то его голос становится хриплым, иногда делается «петушиным», бывает, что даже сводится до шепота. Голос – индикатор вашего настроения. Чтобы настроить свой голос, пропойте какой-нибудь бодрый мотив, продекламируйте стихотворение, проговорите формулы намерения в различных ситуациях.
Микропаузы. Предназначены для устранения какого-либо зажима, неприятного ощущения, неуверенности, т.е. тех состояний, которые понижают настроение. В этом плане имеется достаточно упражнений. Вот некоторые из них:
а) дыхательная гимнастика (полное дыхание, согревающее дыхание, волевое дыхание);
б) гимнастика бодрости. Проводится сидя на стуле, в кресле, на диване:
- полное дыхание (3 раза),
- энергично растереть уши, сначала вперед-назад, потом вверх-вниз;
- оскалить зубы и сделать несколько резких движений зубами вверх-вниз;
- потереть щеки;
- потереть крылья носа;
- кончиками пальцев помассировать затылок;
- провести несколько легких движений по бровям;
- поводить глазами влево-вправо, вниз-вверх;
- имитируя умывание, легко помассировать все лицо.
Примечание. Работать одновременно двумя руками.
в) пальцевая гимнастика:
- сгибание пальцев: соединить ладоши обеих рук, поднять их на высоту лица. Пальцами левой руки схватить кончики пальцев правой руки.
Затем пальцами правой руки схватить кончики пальцев левой руки;
- прогибание пальцев: сложить вместе ладони рук перед грудью;
- развести пальцы, надавить пальцами обеих рук друг на друга; надавливая, пружинить пальцами;
- сгибание и разгибание пальцев: поднять руки перед лицом ладонями к себе. Сгибать пальцами обеих рук один за другим, начиная с большого пальца правой руки. Затем выпрямить пальцы рук в обратном порядке;
- массирование пальцев: как бы навинчивая гайку на палец, массировать пальцы обеих рук.
Примечание. При выполнении упражнений не усердствовать. Необходимо знать, что стресс обычно овладевает теми, кто усиленно печется о своей значимости, кто лелеет в себе черты эгоиста, кто сторонится других. Замечательно, что люди, обладающие чертами коллективности, всегда пребывают в мажорном настроении, и поэтому они менее подвержены стрессам. Такими чертами являются: постоянная готовность оказывать помощь другим, ответственность за порученное дело, радость за успехи товарищей, честность по отношению к своим сослуживцам, доверие к людям, требовательность к себе, солидарность со своими коллегами, дисциплинированность, заботливое отношение к детям, терпимость. Всему этому следует учить не только взрослых, но и детей. Постепенно навыки сформируются и послужат нам в сложных жизненных ситуациях.
Есть и другие средства защиты...