Многие, наверное, испытывали такие минуты в своей жизни, когда сердце охватывает огромное желание помочь кому-то, но кому? Кто истинно нуждается в помощи?.. Далеко ходить не надо – в любой помощи, но сильнее в человеческой любви и ласке, в человеческом понимании, сочувствии, терпении, снисхождении, в человеческом прощении того, в чем виноваты по причине страшной наследственности порочных родителей, нуждаются детишки из алатырской школы-интерната. В этом доме обретают приют и тепло дети с озябшими душами, с искалеченными судьбами, с надломленной психикой. Восполнить поруганные и низвергнутые жестокими взрослыми детские надежды и мечты – задача сложная. Сытно накормить, уложить в теплую, чистую постель – еще не значит излечить душу обездоленного ребенка, вернуть его в цивилизованный мир. Надо показать ему этот мир, убедить: он есть, он открыт тебе и готов тебя принять…
«Забрать нельзя оставить»
Каждый человек нуждается в семье, особенно в детстве. Но далеко не каждому удается испить чашу семейного счастья.
У воспитанницы школы-интерната Ирины Анненковой знакомство с жестокими реалиями мира началось с предательства: родная мать бросила ее в роддоме и бесследно исчезла. В розыске она до сих пор. Мать Инны Филипповой лишили родительских прав: та, что дала жизнь, больше любила бутылку, чем своего ребенка. Отца девочка не знала с детства. И еще множество других подобных, перечеркнутых судеб.
Таких детей, с рождения живших не по семейным традициям, а по так называемым «понятиям», не верящих никому и ни во что, у кого улица – мать, а подвал – отец, сегодня по нашей стране десятки тысяч. Детей с искореженной многими обстоятельствами психикой, которым нужен сильный свежий ветер в виде родительской любви. Как и все ребятишки таких учреждений, две девятилетние девочки Инна и Ирина мечтают, что однажды распахнется дверь и …за ними придут родители.
Как правило, родители не приходят. Никогда. А если и приходят, то начинают выбирать, как в магазине, золотых или бриллиантовых, забывая, что идеальных детей нет в природе – их надо воспитывать, в них надо вкладывать много любви, и тогда они под ее влиянием расцветают, излечиваются от различных болезней, вырастают красивыми и умными.
Заботу о «потерянных», преданных родными людьми детях, ставших сиротами при живых родителях, помимо казенных учреждений, берут на себя и отдельные взрослые, неравнодушные к детским судьбам. Разбирают «кукушат» на школьные каникулы, вместе встречают праздники, общаются, играют, живут ежедневными заботами и тревогами, встречают рассветы и провожают закаты. Словом, вместе создают то духовное пространство, ту атмосферу сострадания и любви, где дети, познавшие самые темные и жестокие стороны жизни, насыщаются этой бесценной целительной энергией.
«Любовь лечит»
Не на море-океане, не на острове Буяне, не за тридевять земель – в старом городе под крышей, там, где трубы жаром дышат…
15 лет работает воспитателем в школе-интернате Ольга Борисовна Суетнова. Родные дети стали взрослыми, обзавелись своими семьями, а чужие брошенные девчонки и мальчишки у нее вызывают острую жалость.
– Детей нужно определять в семьи, как можно раньше. Чем дольше они остаются в детдомах, школах-интернатах, тем сильнее у них закрепляется недомашний стереотип поведения. Сложно приучить ребенка к разнообразной пище, если дома он ел, например, одну кашу. Все привычки, задатки, особенности характера закладываются в раннем детстве.
Житейские будни детей с ослабленным здоровьем, психическими отклонениями и функциональными нарушениями психики, коих в интернате 99,9%, идут своим чередом. Идут уроки, приобретаются знания. Неумолимо бежит стрелка часов. В суете четко выдерживается распорядок жизни здешних обитателей. Подъем, зарядка, завтрак, учеба, обед… Руководству, воспитателям и учителям доверены непростые детские судьбы. И относятся они к этому с предельной ответственностью.
– У нас в интернате очень уютно, атмосфера душевная. Дети ухоженные, выкормленные, обследованные, пролеченные. Все, что нужно для них, у нас есть. Нет только матерей, которые им очень нужны!
И все же, какие бы комфортные условия для наших детей государством или обществом не создавались, содержание ребенка, особенно с раннего возраста, в казенных учреждениях неизбежно
приводит к неблагоприятным и трудно обратимым изменениям в его психическом и социальном развитии. По-настоящему оттаять эти обледенелые детские души способны только в атмосфере семейного очага – уверенно решила Ольга Борисовна и на все лето взяла двух девочек к себе домой. Родные дети лишь беспокоятся, не тяжело ли с ними?
– Совсем нет, наоборот. Когда я впервые увидела Ирину, мне показалось, словно, это солнечный лучик заиграл, радостно запрыгал. Она смеялась, и лучи этой радости согревали всех вокруг.
«Девочки-припевочки»
В огромном доме Ольги Борисовны мерно тикают часы. Ира с любовью укачивает куклу-Катюшку: кукольный наряд сообразили из вещей подросшего внука Ольги Борисовны. У Инны на коленях сладко урчит кошка Муха. Сама Ольга Борисовна, расставляя на столе различные лакомства – печенье, конфеты, апельсины, фруктовый рулет и сладкий чай, рассказывает:
– Сначала девчонки всего боялись, ко многому привыкали. Вот, сделала им модные стрижки, так они разглядывали себя в зеркало, присматривались. А муж, вернувшись с заработков, как-то натопил баню. Парились с таким шумом-гамом, выбежали все красные, распаренные и довольные! Кто у нас сегодня дежурный по тарелочкам? – обращается уже к своим помощницам.
Ира и Инна звонко засмеялись и в припрыжку побежали на кухню.
– Инна очень старательная и трудолюбивая, она так аккуратно гладит белье – настоящий Муравей. А Иришка – всегда умеет развеселить своим задорным смехом, очень ласковая и нежная, как Стрекоза. Мы недавно и сценку такую разыгрывали, веселья было!
Муж Ольги Борисовны наладил им велосипед, и теперь девочки обучаются азам вождения на двухколесном транспорте. А когда за окном синеет вечер, поют песни и слушают сказки.
Немного грустная Инна, наклонившись ко мне, шепотом откровенничает:
– Я скучаю по маме, но не помню ее. Хочу, чтобы она просто была рядом. Но знаю, что она никогда не приедет.
От этих слов невольно начинает щемить в груди. От чувства боли за всех рожденных и брошенных, за несбывшиеся детские мечты, за невысказанную ими любовь к своим горе-родителям. Свой приговор – одиночество они знают лучше нас, взрослых. А потому глупо утешать их ложными обещаниями, что все изменится и обязательно появится семья, в которой он будет самым любимым ребенком. Не зная, что ей ответить, я просто ее обняла.
В распахнутое окно влетели оживленные свисты и покрикивания соседской детворы – это целая ватага местных друзей, мальчишек и девчонок, приглашают Иру и Инну порезвиться на лужайке. Всполошившись, озорные девчушки выскочили на улицу, на прощание помахав Ольге Борисовне ладошками.
…На следующие каникулы они обязательно сюда вернутся. Договорились.
В мире, который нас окружает, все имеет цену. Как бы мы ни уворачивались, все равно придется платить – за подлость, измену, дерзость и даже за недружелюбный взгляд. А устраняться от воспитания детей – все равно, что плевать против ветра. И ветра чаще всего штормового. Все вернется на физиономию плюющего. В жизни каждого человека рано или поздно наступает свой «час-икс» - час ответа перед Богом за свои земные деяния. Учитель ответит за учеников, военный за подразделение, хлебопек за хлеб, режиссер за фильм, писатель за книгу, министр за отрасль, Президент за страну. Но прежде всего каждому из нас предстоит ответить за воспитание своих детей, за свою семью.
Искренне ваша, И. Королёва.