АУ "Редакция газеты "Алатырские вести" Мининформполитики ЧувашииОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Устаревшая версия сайта.

Новый сайт доступен по адресу https://alatvesti.ru/

Протоиерей Валерий Кольцов отметил 25 лет служения Церкви

Это один из поводов приезда в Алатырь Митрополита Варнавы.

20 сентября Высокопреосвященнейший Митрополит Варнава совершит Божественную литургию в Николо-Знаменском храме города Алатыря. Одним из поводов к посещению Алатыря нашим архипастырем является 25-летие священнического служения настоятеля храма протоиерея Валерия Кольцова. Мы попросили серебряного юбиляра рассказать читателям православного вестника о своем жизненном пути.

Аналогия с серебряной свадьбой не вызвала у о.Валерия отрицательных эмоций. Напротив, он напомнил, что в чине венчания и в чине хиротонии священника имеются буквальные совпадения. С одними и теми же тропарями «Исайе, ликуй…», «Святии мученицы…», «Слава Тебе, Христе Боже…» обводят жениха с невестой вокруг аналоя, а будущего священнослужителя вокруг престола. Жених обручается невесте, а иерей обручается Церкви. Муж до смерти должен быть верным жене, а священник - Церкви. Церковь благословляет в таинстве венчания мужа быть главой жены, а священника – главой прихода.

Отец Валерий начал свое служение в селе Мишуково Порецкого района в 1984 году. Нелегким был в те годы выбор пастырского пути, и отец Валерий на практике узнал, что такое антирелигиозная пропаганда и кто такой уполномоченный по делам религии. Впрочем, об этом периоде он вспоминает с изрядной долей юмора: «Подали однажды перед литургией записки в алтарь, я стал вынимать частицы. Чтобы не пропустить записанных имен, я всегда переворачиваю листок с именами и смотрю на обороте. И вот вынимаю частицы за упокоение, переворачиваю листок, а на обороте напечатано: «План работы по атеистическому воспитанию». Да, так вот и жили: делали то, что приказывали сверху, а в церковь записки подавали».

К этому времени (восьмидесятые годы) антирелигиозная пропаганда приобрела уже достаточно формальный характер: к священнику относились хорошо и верующие, и неверующие, но власть по-прежнему сохраняла контроль над церковью, от районного уполномоченного по делам религии зависело служить или не служить тому или иному священнику, сохранялись ограничения.

Отец Валерий вспоминает: «Однажды, когда я приехал к архиерею на прием, он меня встретил словами: «Ты что там творишь, меня за тебя затрепали». - «А что случилось, Владыко?». - «Они» мне сказали: мы думали он служить приехал, а он проповедует». То есть власть хотела, чтобы священник только требы совершал, а проповедь Христа воспринимали как недопустимое своеволие. «А что касается треб, - добавил отец Валерий, - то и здесь ограничения были очень жесткие. Храм в Мишуково остался один на целую округу. Ко мне приходили на службу и из соседней Мордовии, и из соседней Горьковской области – там церквей своих не было. И, конечно, просили крестить детей, отпевать родителей, освящать жилища. А этого делать было нельзя – моя территория только там, где живут мои прихожане. И вот вызывает уполномоченный: «Ты что это по таким-то деревням ходишь, кто тебе разрешил?». А я отвечаю: «А я что, в гости не имею права сходить?». Уполномоченный не стал придираться. А мог бы: «в гостях» и окрестишь, и молебен отслужишь… Но не стал, человек был порядочный».

Отец Валерий вспоминает, что в те годы крестить разрешалось только при предъявлении паспорта родителями. Паспортные данные записывались, а записи проверял уполномоченный или его помощники. Естественно, для родителей это могло кончиться крупными неприятностями по партийно-комсомольской линии. Отец Валерий вспоминает, как произошла отмена этого порядка. В конце 80-х годов в Москву с визитом приехала Маргарет Тетчер (премьер-министр Англии). В программе визита было посещение Троице-Сергиевской Лавры – не в Музей же революции ее везти. Высокая гостья не пожелала стоять на своем почетном месте, а захотела пообщаться с верующими. И как-то она сумела через переводчика узнать, что для совершения крещения требуется предъявление паспортов родителей. Конфуз постарались замять: это, де, недоразумение, никаких документов предъявлять не нужно, при этом в тот же день отдали соответствующее распоряжение по всем московским храмам. Волна послабления пошла по всей стране…

На становление молодого священника неизгладимое впечатление оказало общение с духовенством, пронесшим крест веры через годы гонений. Это были настоящие исповедники: очень скромные, светлые люди, как будто и не пережившие многолетнего пребывания в лагерях с уголовниками, в унижении, в бесконечных страданиях. Лишь самые близкие люди могли услышать от них о том, что они на самом деле пережили. С одним из таких священников старой закалки – отцом Валерианом Кречетовым, известнейшим московским духовником и проповедником, отцу Валерию посчастливилось послужить в течение Великого поста 1987 года. Он вспоминает: «Сижу как-то в сторожке после службы, состояние ужасное, меня, что называется, крутит. Отец Валериан подсел ко мне и только два слова сказал: «Молиться надо». Но как сказал! С полным пониманием того, что со мной происходит. Такие уроки запоминаются на всю жизнь».

В Алатырь судьба привела отца Валерия в том же 1987 году. Сначала Владыка Варнава направил его в единственный тогда Крестовоздвиженский храм, чтобы дать возможность местному духовенству сходить в отпуск. Прихожан было так много, что от помощи молодого священника не стали отказываться и после отпусков… В 1991 году епархии был передан Николо-Знаменский храм. Настоятелем поруганной святыни был назначен отец Валерий. Началась новая глава в его жизни. Но это отдельная история, которая еще пишется.

С юбиляром беседовал священник Олег ВОСТРИКОВ.

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика