Как построить жизнь в семье, как регулировать отношения с ребенком, чтобы он рос психически здоровым? Об этом сегодняшний наш разговор.
Цените в своем ребенке индивидуальность, самостоятельность, то, что он у вас необычный, не-ординарный, не такой, как все. Не бойтесь того, что он иногда не вписывается в общепринятые рамки. Психологи говорят, что тот, кто не вписывается в рамки, – талант. А талантливые люди – золотой фонд нации, их надо беречь.
Воспитывайте в ребенке гордость: «Я есть в мире, я – ценность!». Человек, который сам себя уважает, - уважаем другими. Помните и то, что неуважения к себе ребенок не прощает, и то, что любят ни за что, а уважают за что-то.
Каждому ребенку определите его «потолок», не совершайте насилия над личностью и здоровьем, не заставляйте его быть таким, как Маша, Петя, требуя стать только отличником, хорошистом. Главное – какого человека растим.
Жалейте детей, когда им не повезло, когда поссорились с друзьями или задано много уроков. Будете вы их жалеть, и они вас пожалеют. Тот, кому не ведомо чувство жалости, - жалок сам. Не умеющий жалеть – опасный, страшный человек, для него не существует ничего святого. Доброта равносильна красоте, а жестокость, безжалостность равнозначна уродству.
Объясните детям, что каждый ребенок имеет право на ошибку, что на ошибках учатся, и что только слабый человек не прощает ошибок, сильный признает их – он ориентирован на дело.
Умейте просить прощение у ребенка, если вы не правы, тогда и он будет уметь просить прощение. И что очень важно – учите иногда не замечать просчеты, а больше работать над собой.
Помните, что показателем хорошего психологического климата в семье является работоспособность, здоровье, ощущение счастья, деловой мажор.
Жесткие меры обращения с ребенком только усиливают его дефекты. Если вы наказываете своего ребенка физически, значит вы отнимаете у него самое главное – теплоту родительского дома, радость жизни, делаете ребенка сиротой при живых родителях. Разрушая душевную связь между собой и ребенком, родители готовят себе одиночество в будущем.
Учите детей быть сильными в этом жестоком мире, не оберегайте искусственно от трудностей, делайте им прививку с детства, прямо рассказывая о болезнях века. Чем раньше ребенок пройдет через трудности, тем лучше, так как внутренний мир человека выстраивается не только песней, улыбкой, но и размышлениями, отчаянием, а иногда и слезами.
Наблюдайте: если девочка в семье ближе к отцу, значит в своей семье она будет счастлива. И еще, на кого бы она не была похожа внешне, в физическом развитии она повторит мать, её физическое совершенство и несовершенство. Помните, что девочки реагируют на слово, а мальчики на дело, что женский организм – носитель стабильности, мужской – изменчивости. Поэтому побольше разговаривайте с девочками и больше работайте с мальчиками.
Ограничивайте отрицательную оценку действий ребенка: она ранит, озлобляет, отталкивает, дети постепенно становятся равнодушными ко всему. Но не злоупотребляйте публичными оценками личности. Что таить: при детях мы порой говорим нелестно о ребенке соседки, учительницы. Для детей это большая травма. Мудрые писали: как можно больше требования. Так давайте требовать, уважая, и уважать, требуя.
У любящих друг друга родителей воспитание идет как бы само собой. В чем же дело? Давайте любить и быть любимыми. Кстати, о любви. Выйдет иной мало-известный зарубежный певец и на коверканном русском скажет: «Я вас люблю» - и мы в его власти. Почему же в своей семье мы не пользуемся этим сильным и безотказным оружием – словом «люблю».
Обратим внимание на ребенка, который постоянно меняет одежду. Психологи говорят, что это признак общей неудовлетворенности собой, неверия в свои силы.
Мудрые советуют: «Будьте осмотрительны к слову, чтобы оно не стало кнутом, который прикасаясь к нежному телу, обжигает, оставляя на всю жизнь грубые рубцы». Слово матери, отца должно прежде всего успокаивать, вселять надежду.
И, начиная каждый день, твердите как молитву: « Господи, дай мне мужество изменить то, что я могу изменить. Смирение – принять то, что я изменить не могу. Разум, чтобы отличить от другого».
О. Сульдина, и.о. директора психолого-педагогического центра «Гармония».