АУ "Редакция газеты "Алатырские вести" Мининформполитики ЧувашииОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Устаревшая версия сайта.

Новый сайт доступен по адресу https://alatvesti.ru/

РАЗВОД: беды неполной семьи

Как мы назовем распавшуюся семью («неполная», «семью одинокого папы или мамы», «монородительская семья»), все равно она воспринимается как отклонение от исторической нормы, как источник некоторой ущербности.

Классическое определение гласит: «Семья – это группа людей, состоящая из мужа, жены, детей и других близких родственников, живущих вместе». (Словарь русского языка. М. 1988 г., т. 4, с.76).

Смысл понятия «неполная семья» меняется с течением времени. Так, известный педагог А. С. Макаренко считал, что неполной следует считать семью с одним ребенком или если родители разошлись.

В неполной семье существенно деформируется реализация функций семьи в таких сферах семейной деятельности, как воспитание, духовное общение, первичный социальный контроль, репродукция. Особенно деформируется процесс воспитания. Матери (именно они чаще всего остаются после развода с ребенком) вынуждены доказывать бывшему мужу, родственникам, окружающим и даже самим себе, что успешно справляются с воспитанием ребенка, решают проблемы и самореализуются как личности.

На самом деле не все так просто. Женщина обладает повышенной чувствительностью, эмоциональностью, и это мешает ей стать мудрым и добрым советником своему ребенку. Обида на бывшего мужа нередко переносится на ребенка, находя в нем черты своего обидчика : «Весь в папочку», «Что от тебя еще ждать, ведь яблоко от яблони…». Конечно, есть и другая крайность, когда мать замыкается, уходит в себя, плохо воспринимает и понимает окружающий мир, в том числе и своего ребенка. Однако вы можете нарисовать и другую картину, когда мать «уходит» полностью в воспитательный процесс, пренебрегая своими интересами, «жертвуя» собой.

Любой сценарий развития в этом случае ведет к кризисам, срывам, деформациям в жизни и судьбе матери и ребенка.

К тому же при распаде семьи и разрыве (как правило) отношений родители занимают противоположные позиции в воспитании, что ведет к конфликту и негативно влияет на ребенка. Развод супругов вовсе не означает развод с ребенком. Обязанности остаются, только их реализация значительно осложняется.

Расхождение в воспитательных позициях расставшихся супругов вызывает у ребенка растерянность, формирует чувство личной неполноценности, дискомфорта. Особенно страдают мальчики, что проявляется в значительном снижении способности адаптироваться в социальной среде.

Решаясь на развод, следует продумать свою будущую политику в отношении ребенка: общая шкала оценок (за что поощрять, как наказывать и т.п.), совместные действия родителей и т. д.. Здесь отец является носителем влияния на ребенка не в меньшей мере, чем мать. Известный российский специалист Н. Соколов не-однократно отмечал, что отец по своим потенциальным возможностям не менее одаренный воспитатель, так как к выполнению воспитательной функции подготовлен природой и обществом, как и мать.

Во-первых, у отца уравновешенная нервная система. Он раздает меньше распоряжений детям и меньше отменяет их. В педагогическом процессе это плюс, а не минус. Во-вторых, воспитателю необходимо обладать достаточно большим объемом разнообразной информации. Объем подобной информации у него чаще всего не меньше, чем у матери, а нередко и больше. В-третьих, для воспитания детей необходимо время, которое воспитатель может уделить непосредственно воспитуемому. Такого времени у отца гораздо больше, чем у матери. Сегодня проблема отца, его влияния на ребенка является ключевой в семейных отношениях вообще.

Отец дает сыну чувство уверенности. Отсутствие отца равнозначно отсутствию примера для подражания у мальчика, а у девочки возможности приобрести опыт в общении и понимании противоположного пола.

По мнению ряда исследователей, необходимую ответственность за устойчивость современной семьи, качество ее воспитательного воздействия несут именно отцы (мужчины), отчего дальнейшее развитие семьи требует более активного их участия в жизни детей, даже если они и живут отдельно.

Однако такое положение готовы принять и разделить далеко не все матери. Чаще отцы наталкиваются на сопротивление бывших жен, которые нередко формируют негативный образ отца ребенка.

Оставшись без отца, дети часто конфликтуют с матерями, игнорируют их мнение, начинают употреблять спиртные напитки, курить, попадают на учет к психиатру.

Исследования А.М. Демидова показали, что социальная жизнь неполной семьи насыщена проблемами. Одна из них – совмещение профессиональной и родительской ролей. Значительной части матерей (21%) помощи по уходу и воспитанию ребенка практически никто из ближайшего окружения не оказывает, 68% работают полный рабочий день. Отсюда проблема надзора за детьми. Если учесть, что женщина стремится сохранить необходимый для достойного существования уровень материальной обеспеченности (а отцы нередко уклоняются от участия в материальном обеспечении и воспитании ребенка), то общение с ребенком сводится к минимуму («Поел?», «Уроки сделал?», «Все нормально?»)...

Существует опасность иного рода: одинокая женщина опасается «пожизненного одиночества» и начинает «давить» психологически на ребенка с целью покрепче привязать его к себе: «Вот вырастишь и бросишь меня. Что я буду делать, как жить?», «Я никому не нужна, буду старая и больная», «Отец меня бросил и ты…».

Не менее проблематичны и попытки создать новую семью с ребенком (а то и двумя). Принять чужого ребенка не так просто взрослому человеку, но не менее сложно и ребенку принять взрослого человека.

Все стороны данной проблемы «махом» осветить весьма сложно, но можно видеть типичные ошибки, возникающие в процессе воспитания детей в неполной семье.

1. Гиперопека – когда ребенок и проблемы, связанные с ним, выдвигаются на первое место. Любовь и забота принимают чрезмерные формы и приводят к психологическим отклонениям, задержкам в интеллектуальном развитии, заниженной самооценке, подавляют инициативность и самостоятельность ребенка.

2. Отстраненность матери от воспитательного процесса и «погружение» в заботу о материальном достатке («чтобы все, как у людей…»). Ребенок быстро привыкает к такой позиции матери, его потребности растут быстрее возможности их удовлетворить и он начинает требовать, возникают конфликты…

3. Запрещение контактов ре-бенка с отцом, вплоть до борьбы с чертами характера и качествами, схожими с отцовскими, и воспитание у дочерей отрицательного отношения к мужчинам.

4. Дуализм в отношении к ребенку: то приступы чрезмерной любви, то вспышки раздражения, агрессии за перенесенные боль, беды, разочарование. Такое воспитание – прямой путь к детском нервозу.

5. Стремление сделать «образцового» ребенка, несмотря на неполную семью. Мать становится диктатором, надзирателем. Ребенок становится пассивным или «бунтует» и уходит на улицу…

6. Пренебрежение материнскими обязанностями, безответственность, отстранение от ребенка. Предпочтение собственных интересов, отрицательное (пренебрежительное) отношение к ребенку вплоть до алкоголизма, наркомании, беспорядочность в сексуальных отношениях, бродяжничество и другие антисоциальные проявления.

Большинство ошибок – последствие трудной жизни одинокой женщины.

По мнению специалистов (в том числе зарубежных), последствия такого воспитания: оставление школы, бедность, ранние браки, разводы, внебрачные дети, правонарушение, наркомания, алкоголизм.

Повторные браки тоже не решают проблемы, т.к. воспитательные проблемы таких браков стоят порой даже более остро, чем в неполных семьях.

Женщина, оставшаяся без мужа, должна приложить немало усилий, чтобы ее ребенок не думал, «что все мужчины плохие». Мальчик, который это услышал, с трудом поверит, что мужчиной быть хорошо. Трудно в этих условиях поверить и в то, что этот мальчик хороший.

Нередко женщина отводит сыну роль мужчины (мужа) в доме и лишает его сыновней позиции. Такой ролевой сдвиг хорош при наличии в доме отца, тогда сын принимает эту роль и выступает как его помощник, но не в неполной семье. Он не готов выполнять ее, брать ответственность, не соответствующую возрасту. Играя по правилам матери, сын усложняет себе жизнь и рискует всю жизнь быть безраздельно ответственным, обязанным, что опять же приводит к нервозу.

Психологи убеждены в том, что дети в неполных семьях живут с ощущением неудовлетворенности, обделенности, т.е. состоянии постоянной фрустации, которая сопровождается отрицательными переживаниями. Такие дети стремятся компенсировать этот психологический дискомфорт тем, что «вырабатывают» в себе приспособительные реакции: лояльность, комфортность, предупредительность, услужливость, вежливость. Постепенно они начинают «перегибать палку» и комфортность доходит до слабохарактерности, вежливость до угодничества, лояльность и терпимость до утери собственной системы ценностей. Худший итог – развитие садомазохистских черт характера.

Неполная семья увеличивает риск того, что дети, выросшие в ней, не сформируют четкие представления о будущей семейной жизни и не смогут создать ее. До 63 процентов матерей – глав неполных семей сами выросли в таких семьях. Желая создать семью, они не могут реализовать гармоничное супружество и рискуют повторить путь своей матери.

Приведенные аргументы убеждают в том, что эффективное воспитание в полной и неполной семье предполагает высокую требовательность родителей к себе. Однако почти 70 процентов родителей считают, что их собственная проблема, наличие особенностей характера не позволяют им быть таковыми и служить примером собственным детям. К этому следует добавить, что уже в течение первого года после развода из десяти – семеро детей не поддерживают регулярных отношений с отцами. Можно сказать о том, что ребенок хорошо перенес развод, если он уверен в том, что мама и папа продолжают его любить, если он знает, что сам имеет право и дальше любить обоих родителей. В противном случае возникает конфликт лояльности, о котором мы уже упоминали.

«Кооперация» родительских воспитательных усилий (даже при наличии понимания ее значимости) нередко проваливается сразу же после развода. Каковы же причины этого провала?

 В. Рыков.

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика