Как мы назовем распавшуюся семью («неполная», «семью одинокого папы или мамы», «монородительская семья»), все равно она воспринимается как отклонение от исторической нормы, как источник некоторой ущербности.
Классическое определение гласит: «Семья – это группа людей, состоящая из мужа, жены, детей и других близких родственников, живущих вместе». (Словарь русского языка. М. 1988 г., т. 4, с.76).
Смысл понятия «неполная семья» меняется с течением времени. Так, известный педагог А. С. Макаренко считал, что неполной следует считать семью с одним ребенком или если родители разошлись.
В неполной семье существенно деформируется реализация функций семьи в таких сферах семейной деятельности, как воспитание, духовное общение, первичный социальный контроль, репродукция. Особенно деформируется процесс воспитания. Матери (именно они чаще всего остаются после развода с ребенком) вынуждены доказывать бывшему мужу, родственникам, окружающим и даже самим себе, что успешно справляются с воспитанием ребенка, решают проблемы и самореализуются как личности.
На самом деле не все так просто. Женщина обладает повышенной чувствительностью, эмоциональностью, и это мешает ей стать мудрым и добрым советником своему ребенку. Обида на бывшего мужа нередко переносится на ребенка, находя в нем черты своего обидчика : «Весь в папочку», «Что от тебя еще ждать, ведь яблоко от яблони…». Конечно, есть и другая крайность, когда мать замыкается, уходит в себя, плохо воспринимает и понимает окружающий мир, в том числе и своего ребенка. Однако вы можете нарисовать и другую картину, когда мать «уходит» полностью в воспитательный процесс, пренебрегая своими интересами, «жертвуя» собой.
Любой сценарий развития в этом случае ведет к кризисам, срывам, деформациям в жизни и судьбе матери и ребенка.
К тому же при распаде семьи и разрыве (как правило) отношений родители занимают противоположные позиции в воспитании, что ведет к конфликту и негативно влияет на ребенка. Развод супругов вовсе не означает развод с ребенком. Обязанности остаются, только их реализация значительно осложняется.
Расхождение в воспитательных позициях расставшихся супругов вызывает у ребенка растерянность, формирует чувство личной неполноценности, дискомфорта. Особенно страдают мальчики, что проявляется в значительном снижении способности адаптироваться в социальной среде.
Решаясь на развод, следует продумать свою будущую политику в отношении ребенка: общая шкала оценок (за что поощрять, как наказывать и т.п.), совместные действия родителей и т. д.. Здесь отец является носителем влияния на ребенка не в меньшей мере, чем мать. Известный российский специалист Н. Соколов не-однократно отмечал, что отец по своим потенциальным возможностям не менее одаренный воспитатель, так как к выполнению воспитательной функции подготовлен природой и обществом, как и мать.
Во-первых, у отца уравновешенная нервная система. Он раздает меньше распоряжений детям и меньше отменяет их. В педагогическом процессе это плюс, а не минус. Во-вторых, воспитателю необходимо обладать достаточно большим объемом разнообразной информации. Объем подобной информации у него чаще всего не меньше, чем у матери, а нередко и больше. В-третьих, для воспитания детей необходимо время, которое воспитатель может уделить непосредственно воспитуемому. Такого времени у отца гораздо больше, чем у матери. Сегодня проблема отца, его влияния на ребенка является ключевой в семейных отношениях вообще.
Отец дает сыну чувство уверенности. Отсутствие отца равнозначно отсутствию примера для подражания у мальчика, а у девочки возможности приобрести опыт в общении и понимании противоположного пола.
По мнению ряда исследователей, необходимую ответственность за устойчивость современной семьи, качество ее воспитательного воздействия несут именно отцы (мужчины), отчего дальнейшее развитие семьи требует более активного их участия в жизни детей, даже если они и живут отдельно.
Однако такое положение готовы принять и разделить далеко не все матери. Чаще отцы наталкиваются на сопротивление бывших жен, которые нередко формируют негативный образ отца ребенка.
Оставшись без отца, дети часто конфликтуют с матерями, игнорируют их мнение, начинают употреблять спиртные напитки, курить, попадают на учет к психиатру.
Исследования А.М. Демидова показали, что социальная жизнь неполной семьи насыщена проблемами. Одна из них – совмещение профессиональной и родительской ролей. Значительной части матерей (21%) помощи по уходу и воспитанию ребенка практически никто из ближайшего окружения не оказывает, 68% работают полный рабочий день. Отсюда проблема надзора за детьми. Если учесть, что женщина стремится сохранить необходимый для достойного существования уровень материальной обеспеченности (а отцы нередко уклоняются от участия в материальном обеспечении и воспитании ребенка), то общение с ребенком сводится к минимуму («Поел?», «Уроки сделал?», «Все нормально?»)...
Существует опасность иного рода: одинокая женщина опасается «пожизненного одиночества» и начинает «давить» психологически на ребенка с целью покрепче привязать его к себе: «Вот вырастишь и бросишь меня. Что я буду делать, как жить?», «Я никому не нужна, буду старая и больная», «Отец меня бросил и ты…».
Не менее проблематичны и попытки создать новую семью с ребенком (а то и двумя). Принять чужого ребенка не так просто взрослому человеку, но не менее сложно и ребенку принять взрослого человека.
Все стороны данной проблемы «махом» осветить весьма сложно, но можно видеть типичные ошибки, возникающие в процессе воспитания детей в неполной семье.
1. Гиперопека – когда ребенок и проблемы, связанные с ним, выдвигаются на первое место. Любовь и забота принимают чрезмерные формы и приводят к психологическим отклонениям, задержкам в интеллектуальном развитии, заниженной самооценке, подавляют инициативность и самостоятельность ребенка.
2. Отстраненность матери от воспитательного процесса и «погружение» в заботу о материальном достатке («чтобы все, как у людей…»). Ребенок быстро привыкает к такой позиции матери, его потребности растут быстрее возможности их удовлетворить и он начинает требовать, возникают конфликты…
3. Запрещение контактов ре-бенка с отцом, вплоть до борьбы с чертами характера и качествами, схожими с отцовскими, и воспитание у дочерей отрицательного отношения к мужчинам.
4. Дуализм в отношении к ребенку: то приступы чрезмерной любви, то вспышки раздражения, агрессии за перенесенные боль, беды, разочарование. Такое воспитание – прямой путь к детском нервозу.
5. Стремление сделать «образцового» ребенка, несмотря на неполную семью. Мать становится диктатором, надзирателем. Ребенок становится пассивным или «бунтует» и уходит на улицу…
6. Пренебрежение материнскими обязанностями, безответственность, отстранение от ребенка. Предпочтение собственных интересов, отрицательное (пренебрежительное) отношение к ребенку вплоть до алкоголизма, наркомании, беспорядочность в сексуальных отношениях, бродяжничество и другие антисоциальные проявления.
Большинство ошибок – последствие трудной жизни одинокой женщины.
По мнению специалистов (в том числе зарубежных), последствия такого воспитания: оставление школы, бедность, ранние браки, разводы, внебрачные дети, правонарушение, наркомания, алкоголизм.
Повторные браки тоже не решают проблемы, т.к. воспитательные проблемы таких браков стоят порой даже более остро, чем в неполных семьях.
Женщина, оставшаяся без мужа, должна приложить немало усилий, чтобы ее ребенок не думал, «что все мужчины плохие». Мальчик, который это услышал, с трудом поверит, что мужчиной быть хорошо. Трудно в этих условиях поверить и в то, что этот мальчик хороший.
Нередко женщина отводит сыну роль мужчины (мужа) в доме и лишает его сыновней позиции. Такой ролевой сдвиг хорош при наличии в доме отца, тогда сын принимает эту роль и выступает как его помощник, но не в неполной семье. Он не готов выполнять ее, брать ответственность, не соответствующую возрасту. Играя по правилам матери, сын усложняет себе жизнь и рискует всю жизнь быть безраздельно ответственным, обязанным, что опять же приводит к нервозу.
Психологи убеждены в том, что дети в неполных семьях живут с ощущением неудовлетворенности, обделенности, т.е. состоянии постоянной фрустации, которая сопровождается отрицательными переживаниями. Такие дети стремятся компенсировать этот психологический дискомфорт тем, что «вырабатывают» в себе приспособительные реакции: лояльность, комфортность, предупредительность, услужливость, вежливость. Постепенно они начинают «перегибать палку» и комфортность доходит до слабохарактерности, вежливость до угодничества, лояльность и терпимость до утери собственной системы ценностей. Худший итог – развитие садомазохистских черт характера.
Неполная семья увеличивает риск того, что дети, выросшие в ней, не сформируют четкие представления о будущей семейной жизни и не смогут создать ее. До 63 процентов матерей – глав неполных семей сами выросли в таких семьях. Желая создать семью, они не могут реализовать гармоничное супружество и рискуют повторить путь своей матери.
Приведенные аргументы убеждают в том, что эффективное воспитание в полной и неполной семье предполагает высокую требовательность родителей к себе. Однако почти 70 процентов родителей считают, что их собственная проблема, наличие особенностей характера не позволяют им быть таковыми и служить примером собственным детям. К этому следует добавить, что уже в течение первого года после развода из десяти – семеро детей не поддерживают регулярных отношений с отцами. Можно сказать о том, что ребенок хорошо перенес развод, если он уверен в том, что мама и папа продолжают его любить, если он знает, что сам имеет право и дальше любить обоих родителей. В противном случае возникает конфликт лояльности, о котором мы уже упоминали.
«Кооперация» родительских воспитательных усилий (даже при наличии понимания ее значимости) нередко проваливается сразу же после развода. Каковы же причины этого провала?
В. Рыков.