Обычными студенческими заботами жил будущий строитель-архитектор Яша Сульдин из села Алтышево. Быстро летели дни студенческой жизни, заполненные упорной учебой, лекциями, книгами, памятным весельем институтских вечеров и отдыхом в субботние и воскресные дни.
Но...пришла война. Вместе с товарищами покинул Яков Сульдин стены института, сменил студенческую форму на комбинезон и шлемофон танкиста. Быстро прошло время учебы в танковом училище, и он был направлен на Воронежский фронт.
Тысячи километров прошел славный парень из Алтышева на своем танке. Позади остались Курск, Орел, Ростов-на-Дону. Бой в Луганской области в городе Алгевске начался удачно. Выпущенный танком снаряд поджег первую фашистскую машину. По броне советского танка тоже застучал град пуль, молотом ударили снаряды. Танк же, несмотря ни на что, шел вперед и вперед, вызывая смятение у врагов. Но вот один из снарядов ударил в башню «Т-34» и заклинил пушку. В тот же самый момент вражеский танк вырвался вперед, нацеливая длинный хобот орудия на машину Сульдина.
«Сейчас расстреляют», - мелькнула мысль у старшего лейтенанта. Было еще время отойти. Но экипаж решил лучше умереть, чем отступать. Оставалось в запасе еще средство - таран.
- Товарищ политрук, иду на таран! - сообщил Сульдин политруку роты Абзылаеву, бросая машину вперед. С ходу «Т-34» налетел на вражеский танк и опрокинул его. Не убавляя скорости, герой повел свою бронированную машину на противотанковую пушку и смял ее.
Давя фашистов и разметая все на своем пути, танк прошел по улицам города, а затем направился в березовую рощу, расположенную на окраине. - Товарищ командир, - обратился к Сульдину водитель танка после выхода из боя. - Вы только посмотрите, как нас угощали! - И действительно, на броне было обнаружено около двухсот вмятин от снарядов.
21 сентября 1943 года. Город Смяг на реке Снов. В этот день кавалеристы генерала Чаленко пошли в наступление. А танковый полк должен был их поддержать. Советские вой-ска ворвались на улицы города. В завязавшихся уличных боях опасность предостерегала на каждом шагу. Подвалы зданий враг превратил в дзоты, из засады били орудия, выскакивали танки.
Экипаж старшего лейтенанта Сульдина в этой схватке подбил четыре танка и шесть бронетранспортеров с пехотой, уничтожил 10 орудий, склад боеприпасов и около двухсот солдат и офицеров противника. Два тяжелых танка загорелись от снарядов, выпущенных машиной Сульдина.
- Прямо впереди вражеские орудия, - доложил командиру водитель танка, заметив скрытую среди зелени сквера батарею.
После выстрела танковой пушки на месте первого орудия встал огненный столб взрыва. По расчету другого бил пулемет.
Ломая кусты и деревья, танк Сульдина поднимался на позиции батареи. Вдруг машина вздрогнула: снаряд третьей, стоявшей в стороне пушки пробил гусеницу. Еще удар... В танке стало душно и запахло гарью, однако командир и экипаж оставались на своем посту.
Вскоре танк окружили фашисты. Они предложили экипажу сдаться в плен, обещали сохранить им жизнь. Но танкисты ответили дружным огнем из пулеметов. Они решили умереть, но не сдаваться гитлеровцам.
Тогда взбесившиеся фашисты подожгли машину Сульдина. От огня и дыма становилось трудно дышать, и в последние минуты перед глазами Якова промелькнула вся его двадцатилетняя жизнь...
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 апреля 1944 года гвардии старшему лейтенанту Якову Григорьевичу Сульдину присвоено посмертно звание Героя Советского Союза.