Приходилось ли вам видеть на рынке или вокзале, как «работают» наперсточники? Они демонстрируют простодушным прохожим, как легко и просто можно выиграть, угадав, под каким стаканчиком находится шарик. Поначалу прохожему дают возможность что-то выиграть. Но потом он обязательно остается ни с чем, причем выйти из игры ему не удастся, пока он не оставит мошенникам все свои деньги. Ибо шарик, который на его глазах кладут под один стаканчик, почему-то всегда оказывается под другим.
Эта картина приходит на ум, когда пытаешься осмыслить масштаб кампании по внедрению в нашей стране так называемой ювенальной юстиции. Средства массовой информации как самые важные новости чуть ли не ежедневно подают сообщения о насилии над детьми в семьях, школах и детских домах, сюжеты о современных «маугли», живущих в собачьих будках, и прочие леденящие душу материалы, связанные с бедственным положением детей в нашем обществе.
Дети нуждаются в защите! Бесспорно. А что делать? Как защитить детей в нашей стране? Ответ предлагается следующий: нужно позаимствовать опыт защиты детей в цивилизованных странах. Там защитой детей занимается ювенальная юстиция. «У них» все продумано: ни одно насилие над детьми не пройдет незамеченным: ребенок всегда может позвонить по специальному телефону доверия, да и бдительные соседи на любой писк ребенка среагируют мгновенно: и вот ювенальная полиция уже спешит на помощь!
Итак, для наглядности предположим, что шарик – это права детей, а стаканчик – ювенальная юстиция. Чтобы с шариком было все в порядке, его нужно накрыть стаканчиком. Схема ясна как день: зачем изобретать велосипед, делай так, как во всем цивилизованном мире. Одно смущает: кажется, мы это уже проходили. Двадцать лет назад. Тогда нам тоже весьма изящно объяснили на пальцах: живем мы плохо, а в цивилизованных странах живут хорошо. «У них» - свободный рынок. У нас свободного рынка нет. Хорошо там, где рынок. Следовательно, для полного счастья нужен рынок.
Кто-то тогда ошибся? Только не тот, кто изящно работает с шариком и стаканчиками. Ошиблись мы, когда поверили, что шарик именно под этим стаканчиком. Давайте на этот раз все же попытаемся понять, о каком шарике идет речь и о каком стаканчике.
Начнем с прав ребенка. Никто не будет спорить, что права ребенка на жилье, на образование, на полноценное питание, на медицинское обслуживание, на защиту от насилия являются великим завоеванием цивилизации. Чтобы ребенку было хорошо, нужно, чтобы кто-то защищал его права. Защищает права ребенка в системе ювенальной юстиции омбудсмен – уполномоченный по правам ребенка. Что делает омбудсмен, если права ребенка нарушаются в семье? Изымает ребенка из семьи, где его права нарушаются, и помещает его туда, где они будут обеспечены. Предположим, у ребенка неполноценное питание или он не имеет отдельного стола для приготовления уроков. Это достаточная причина для помещения ребенка в приемную семью или детское учреждение, где питание полноценно и имеется отдельный стол для приготовления уроков. А если ребенок плачет и хочет обратно к маме? Уполномоченный объяснит ему «права» и в чем его «истинное благо». Для этого во всех образовательных учреждениях, начиная с детских садов, будут вводиться уроки по правам ребенка. Уроки добра и любви, которые ребенок должен пройти в семье и школе, заменятся уроками права. Такова технология манипуляции сознанием ребенка, когда истинные ценности заменяются ложными.
Стаканчики переставляются очень быстро, поэтому попробуем разобраться в понятиях. Кто должен знать о правах ребенка? Тот, кто способен их обеспечить, то есть родители, педагоги и чиновники, отвечающие за поддержку семьи и за детские учреждения. Конечно, и правоохранительные органы тоже. Но упор по какой-то неведомой причине делается на детях: дети должны знать свои права! Для чего? Чтобы они могли их отстаивать.
А если дети не захотят жаловаться на своих родителей? Тогда повсеместно в образовательных учреждениях будет вводиться «Паспорт здоровья школьника», документ, анализ которого позволит омбуд-смену понять, что происходит в так называемых благополучных семьях.
В борьбе за права ребенка все средства хороши. Но главное из этих средств – изъятие ребенка из семьи. Средство, действительно, радикальное. Болит голова? Отрубить! У родителей нет средств, чтобы обеспечить ребенку достойное воспитание? Изъять ребенка! Заметим, что при этом ребенок лишается главного права – жить в родной семье с отцом, матерью, братьями и сестрами и превращается в нравственного и духовного калеку. Чисто биологические потребности человека в сохранении тепловой энергии тела - пище, одежде, жилище - не должны вычленяться из целостной жизни личности, возводиться в превосходную степень и быть основанием для ювенальных экспериментов.
Итак, первая подмена: о правах ребенка должны знать взрослые, но их преподносят детям. Поскольку основным решением проблем с правами детей избран путь изъятия ребенка (об этом свидетельствует как западный, так и наш российский опыт), можно предположить, что цель распространения знаний о правах ребенка и заключается в создании дополнительных поводов для изъятия детей из их семей. В 2009 году, когда ювенальная юстиция стала активно внедряться в российское пространство жизни, только в Москве возникло несколько десятков агентств по передаче российских детей за рубеж. Коммерческая цена усыновления одного здорового ребенка может достигать 40 тыс. долларов! Можно не сомневаться, что при таком гешефте (извлечении личной выгоды в деле, требующем бескорыстия) система заработает.
Следующая подмена: среди прав ребенка есть право ребенка на свободу выбора. По ювенальному законодательству родители обязаны считаться с этим правом, а вот права навязывать ребенку свои представления они не имеют. Так, если ребенок желает ходить на дискотеку, православные родители не только не могут этому препятствовать, но они обязаны обеспечить материально этот свободный выбор ребенка, то есть давать ему деньги для посещения злачных мест.
Подумаем, является ли свобода выбора взрослого и свобода выбора ребенка равнозначными? Ведь свобода выбора неразрывно связана с осознанием ответственности за этот выбор. Поэтому во всех традиционных культурах свобода выбора ребенка до поры до времени ограничена. Цель традиционного воспитания и заключается в том, чтобы подготовить ребенка к пользованию этим правом. Если же ребенку предоставляется это право без возможности ограничивать его в необходимых случаях (а в рамках ювенальной юстиции ограничены как раз родители в своих возможностях влиять на ребенка), формируется особый контингент подростков демонстративного типа. Именно этот контингент сыграл ключевую роль во всех «мягких» революциях – «оранжевых», «бархатных», «розовых»… Такова цена вопроса для государства.
А чем будут платить родители и педагоги? Родители, если не в состоянии обеспечить надлежащее содержание ребенка, лишатся его. Педагоги лишатся работы.
А какова же конечная цель этой социальной реформы? ПРООН, ПАСЕ, ЮНИСЕФ, МАПС не скрывают своих намерений радикально сократить население планеты. Не случайно ювенальный проект идет рука об руку с внедрением в массовое сознание идей «толерантности» как терпимости к пороку - сексуальным извращениям, наркомании, свободы от совести. Все это – весомый вклад в разрушение традиционных ценностей жизни и сокращение народонаселения.
В заключение приведем цитату из «Декларации о правах и достоинствах человека» Х Всемирного Русского Народного Собора. «Права человека имеют основанием ценность личности и должны быть направлены на реализацию ее достоинства. Именно поэтому содержание прав человека не может быть не связано с нравственностью. Отрыв этих прав от нравственности означает их профанацию, ибо безнравственного достоинства не бывает. Права и свободы неразрывно связаны с обязанностями и ответственностью человека. Мы – за право на жизнь и против «права» на смерть, за право на созидание и против «права» на разрушение». «Нельзя допускать ситуации, при которых осуществление прав человека подавляло бы веру и нравственную традицию, приводило бы к оскорблению религиозных и национальных чувств, почитаемых святынь, угрожало бы существованию Отечества».
От того, сможем ли мы разгадать суть манипуляций с правами ребенка, зависит будущее семьи и общества. Но для этого от всего гражданского общества требуется политическая воля, духовная зрелость и нравственное здравомыслие.
Клирики Алатырского благочиния Чебоксарско-Чувашской епархии: протоиерей Владимир ТЕПЛОВ, протоиерей Андрей САВЕНКОВ, иерей Олег ВОСТРИКОВ.