АУ "Редакция газеты "Алатырские вести" Мининформполитики ЧувашииОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Устаревшая версия сайта.

Новый сайт доступен по адресу https://alatvesti.ru/

От какого наследия мы отказываемся…

В наши дни нередко звучит критика православного учения о первородном грехе: дескать, несправедливо приписывать человеку изначальную греховность. Действительно, разве не логично, что вновь явившийся в мир человек должен был бы начать свой жизненный путь с чистой страницы, незапятнанной дурным наследством. Но мир – это не виртуальная конструкция, в нем произошли события, которые уже нельзя изменить…

Первородный грех не является грехом в обычном понимании этого слова. Ведь грех - это результат проявления злого выбора человека. И в силу человеческой свободы мы все ответственны за свои действия. Действительно, бессмысленно спрашивать с человека что-либо, если человек запрограммирован и не может ослушаться своей программы. Но первородный грех это не совершение злого поступка или слова, или мысли, а наклонность человека к греху. То есть, когда мы не боремся сознательно с грехом, то в своих действиях легко склоняемся к нему. Почему такое устроение приобрёл мир? Говорю: приобрёл, потому что изначально мироустройство как творение Божие было иным. И назвать это первозданное состояние человека следовало бы высокоблагодатным. Первые люди находились в живом общении и тесном единении с Божеством, они были свободны от зла, чисты и невинны, а неповрежденным умом постигали сущность предметов, что выразилось в наречении имён животным.

Первые люди получили от своего Создателя одно из свойств Его образа - свободную волю. И в этой своей свободе человек был способен к падению, но без этой способности нет и величия святости. Наверное, всем известно, на что направили первые люди свою свободу: послушав змея, они нарушают единственную заповедь, данную им Богом. Как говорит святитель Григорий Нисский: «Дух, вместо того чтобы отражать Бога, как опрокинутое зеркало отражает землю, принимает на себя образ материи» и тем самым извращает свою природу, делает её противоестественной. Вследствие своего добровольного самоопределения человек повергает в состояние распада своё существо. Конечная стадия этого распада, как результат отхода от Источника жизни, есть смерть. И именно в смерти заключается общеповреждённость жизни. Любовь Божия стремится преодолеть падение, поставить предел порождённому злу и придать относительный характер непоправимому. Как пишет о.Сергий Булгаков: «Человеку, наделённому даром бессмертия, угрожало бы превращение в дьяволов или, по крайней мере, приближение к этому совершенству во зле, которое присуще лишь отцу лжи и его приспешникам. Поэтому смерть телесная, устанавливая прерывание во всех человеческих делах, спасает человека от непрерывности в творчестве зла и тем парализует его силу». Попуская смерть, Бог ограничивает её действие рамками биологической индивидуальности - смерть разрушает тленную оболочку, но она не в силах посягнуть на личность человека - его душу. Лишаясь дара общения с Богом, человек закрывает путь благодати Божией, которая должна была бы обильно изливаться на Своё творение. Зло становится силой, поражающей тварь по воле самого Творца. Таким образом, грех проникает во все сферы жизни человека, туда, где должна была бы царствовать благодать.

Теперь мы видим, какие изменения случились в мире по воле первых людей. Природа же человека стала безблагодатной, склонной ко греху. И вот это своё состояние Адам передаёт своему потомству. Ни для кого нет секрета в том, что родители передают своим детям то, что имеют. И этот закон реализуется как по плоти, так и при передаче духовной наследственности. «Посему, как одним человеком грех вошёл в мир, и грехом - смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нём все согрешили» (Рим. 5, 12). Мыслитель XIX века Евгений Трубецкой говорит, что кто в данном случае возмущается несправедливостью, представляет себе первородный грех и смерть, распространяющееся на потомство, не как логическое продолжение жизни предков, а как совершенно независимое от него возмездие, присуждённое потомкам за грехи предков. Последствия грехопадения распространились на всю жизнь Адама, духовную и телесную. И всё, что от него происходило, подпадало под последствия грехопадения, в том числе и акт деторождения. А если Адам перестаёт вмещать в себе жизнь Божественную, то какую жизнь он может передать потомству? Только ту, которой он сам обладает, относительно своего бытия, стремящегося к смерти.

После всего сказанного выглядит безумством поведение родителя, живущего по пути накопления греха и укоренения в нём и при этом желающего блага своим детям. Основа основ этого блага есть исправление своей «дурной» духовной наследственности через покаяние, примирением с Богом и исправлением своей жизни. Тогда мы можем передать своим чадам жизнь и опыт жизни по вере.

Священник Максим Вишневский, с. Ахматово.

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика