АУ "Редакция газеты "Алатырские вести" Мининформполитики ЧувашииОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Устаревшая версия сайта.

Новый сайт доступен по адресу https://alatvesti.ru/

В памяти всплывают события

Вся страна готовится к юбилею Победы. Учащиеся кружка «Юный краевед» под руководством Н.И. Фалеевой тоже стараются достойно подготовиться к этому празднику. Ребята ведут опрос жителей села, молодость и детские годы которых пришлись на военное время.

Этих людей становится всё меньше и меньше. В с.Явлеи остался в живых один ветеран ВОВ – А.Х.  Хохлов. Учитывая это, мы решили расспросить и записать их воспоминания. Хотим поделиться своим материалом с приложением газеты «Алатырские вести» «Сурский рубеж».

Воспоминания Таисии Васильевны Климовой и Валентина Васильевича Климова:

«Наши родители, Василий Григорьевич и Антонина Семёновна, приехали в село в 1931 году из г. Кузнецка, спасаясь от голода по приглашению друга отца. Приехали погостить, понравилось, остались. Но началась война. Отца в первые же дни забрали на фронт, а мама не решилась ехать обратно с 6 детьми.

О войне узнали от соседа Арясова Александра. Он пришёл и сказал: «Тоня, война». Мама не поверила, но потом об этом заговорили все. В селе в эти дни стоял стон и плач. Отец был призван на фронт. Нас осталось мал-мала 6 человек детей: Тая, Валя, Клава, Зоя, Толя, Коля … Он, правда, во время войны умер от скарлатины. Мы отцу написали с братом Валентином письмо как могли. Брат всё ругался, что коряво писали. А отец ответил, что очень рад этому письму.

Мама, пока отец был на учениях, два раза ездила к нему. А потом посылала посылки: варежки, махорку, носки. Письмо о без вести пропавшем отце пришло из-под г. Ржева. Мама всю жизнь ждала, верила, что он жив . И мы ждали.

Своего дома не было, не успели купить по приезду, в с.Явлеи мы жили по квартирам. Хозяин продаст дом, а мы ищем другой и просимся на квартиру. Отец был хорошим сапожником, и мамины братья тоже были сапожниками. Мама от них научилась подшивать обувь. Мама работала в колхозе разнорабочей, подшивала обувь, посылала нас собирать солому, хворост и продавать их на рынке в городе. Этим и жили во время войны. Я по весне нанимался на работу – огороды копал. За работу получал картофель, который находил при перекопке огорода. Ходили собирать мёрзлый картофель на колхозные поля, а его у нас отбирали, если поймают. Был такой у нас бригадир-полевод Шубинов. Мы как-то насобирали гнилую картошку, а он отобрал у нас её и потоптал лошадью. Летом собирали грибы, ягоды, травы: лебеду, крапиву, дикий лук, корнёвник, липовые листья, жёлуди. Их сушили, толкли, добавляли немного муки, пекли и ели эти темно-зелёные лепёшки. И ягоды-то тоже не разрешали собирать, т.к. мялись колхозные луга. Тая и Зоя опухали от голода. Одни «сердобольные люди» советовали бедной женщине не кормить нас. «Пусть умрут, другим детям еда останется». А мама плакала, жалко. Маленькая Зоя на вопрос, что у тебя болит, открывала рот и показывала: «Кушать хочу». Говорить и двигаться она уже не могла. А я ещё ходила в школу на занятия. Но добрые люди помогли матери выходить нас. Кто молока подал, кто картофелину. Выжили! Мама была строга с нами. Каждому давала задание, уходя на работу. И попробуй не выполни! В школу ходили по-очереди, т.к. не было обуви. Тая ходила в первую смену, я во вторую. Валенки были одни на двоих старших детей. Зимой я с утра ходил за хворостом и часто опаздывал на уроки. За это ругали в школе. Проучился только до зимы в 3 классе и бросил учёбу, стал помогать матери по дому. Во время войны стояли солдаты у нас, 5 человек. Мы сидели на печи, мама занавеской занавесит нас: «Сидите и не высовывайтесь!». А солдаты нет-нет, да и подкинут нам хлебца. Был среди них солдат Сиротин. Запомнился особо тем, что весёлый был и варил нам «похлёбку из топора». Солдаты оставили нам палатку. Из неё мать сшила мне штаны. Мечтали хорошо пожить, наесться досыта, одёжку купить: платок, пальто, сапоги. Ходили вместе с мамой на работу: полоть махорку, картошку, свеклу. Ходили к 7 и возвращались в 17. За работу получала только мама. Плата была – трудодень. Да ещё норма определённая была отработки трудодней в год. По урожаю давали хлеба. Часто по причине неурожая не рассчитывали колхозников. Благодаря маминой строгости и выросли все людьми».

Продолжение следует.

Светлана Самойлова и Дарья Фалеева, учащиеся 7 класса, участники кружка «Юный краевед».

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика