Из школы уходит педагогика. Тихо, незаметно, как осень. И все знают, чувствуют, понимают, видят, но спокойно принимают как неизбежность. Ведь после осени, как бы этого не хотелось... А что приходит после педагогики? Много чего, например, анкетирование по проблемам наркомании, психоактивных веществ (ПАВ), алкоголизма и табакокурения, которое проводится в школах несколько раз в год почти во всех классах средней и старшей школы, отнимая большое количество времени у классных руководителей, социальных педагогов и психологов, так как является обязательным для исполнения.
Анкетирование проводится в соответствии с важными документами, сопровождающими очередную анкету. Давайте посмотрим, что же это за важные документы: «Руководителям общеобразовательных учреждений. В соответствии с планами реализации республиканских целевых программ и в целях повышения уровня эффективности профилактики употребления ПАВ среди детей и подростков (подчеркнуто нами) предусмотрено анкетирование учащихся школ республики ...». Вот так, все просто, провел анкету – повышаешь уровень эффективности профилактики употребления ПАВ, не провел – извините.
А теперь почитаем вопросы самих анкет.
– Употребляешь ли ты пиво, вино или другие напитки?
– Если да, то где ты чаще выпиваешь?
– Ты допускаешь, что когда станешь старше, то будешь употреблять алкоголь или наркотики?
– Хотелось ли вам когда-нибудь попробовать наркотики?
– Приходилось ли вам пробовать наркотики?
– Считаешь ли ты курение анаши, гашиша и других видов «травки» наркоманией?
Значит, если «хотелось» и «приходилось», то нужно в этом признаться, но, во-первых, кому и зачем, а во-вторых, кто из тех, кто «пробовал», скажет об этом в какой-то анкете? Может быть, подразумевается, что у тестируемых задержка умственного развития или во время анкетирования у них наступает минута раскаяния, и они сами на себя донесут? То есть задаются вопросы, на которые не может быть адекватного ответа, и поэтому ничего, кроме раздражения или насмешки, у подростков эти вопросы не вызывают. Тогда зачем эти вопросы? Какую профилактическую роль они играют? А если не «пробовал» и не «хотелось»? А если вообще не задумывался об этом? Анкета заставляет задуматься: «Людям «хочется» и они «пробуют», может и мне... Давайте не будем забывать, что человек – существо внушаемое, а тем более внушаемы дети. Не будем забывать, что сознание человека формируется информацией, поступающей из окружающего мира, и поведение человека строится на основе полученной информации. То есть, перефразируя Карла Маркса, «информация определяет сознание». И подобные вопросы не только провокационны, но и опасны.
А вот анкета с вопросами еще интереснее. Конечно, не без сопроводительного грозного письма: «Руководителям общеобразовательных учреждений. На основании запроса Алатырской межрайонной прокуратуры (подчеркнуто нами) от 04.12.2008 г. № 7 07-02 управление образования и молодежной политики администрации г. Алатыря просит вас провести анкетирование учащихся 7–11-х классов на тему «Вымогательство, насилие в семье и вовлечение в совершение преступления и антиобщественные действия».
Вопросы:
– Предлагали ли тебе родители или иные взрослые лица выпить алкоголь вместе с ними?
– Используют ли родители по отношению к тебе телесное наказание: а) нет; б) бьют ремнем; в) бьют руками; г) дают подзатыльники; д) избивают до синяков; е) другие варианты.
Как мы видим, предлагается сделать донос на родителей, ни больше, ни меньше. Вроде бы не тридцать седьмой год и времена Павлика Морозова прошли. Тем более, что общественное мнение осуждает такие поступки как безнравственные. Или не прошли? А донос на родителей теперь благое дело? Какие чувства, эмоции и переживания могут такие вопросы вызвать у подростков? Кто хоть что-то знает о подростковой психологии, может себе представить.
Поэтому анкеты подобного содержания вызывают у детей протест, который выражается в разных формах – от смеха до негативного поведения, но, видимо, составителям и «распространителям» подобных анкет о подростковой психологии ничего неизвестно. А жаль, потому что одной из главных психологических потребностей подросткового возраста является социально значимая, общественно полезная деятельность, а отнюдь не заполнение анкет. Невозможность реализовать в современном обществе эту потребность и порождает множество подростковых и молодежных проблем. Вот над чем нужно думать и прежде всего делать всем руководящим и силовым структурам.
Из школы уходит педагогика. Если уходит живое, приходит мертвое. Приходят анкеты.
В. ДУШЕНЬКИН, учитель гимназии № 6.