(продолжение, начало в №№ 63-64)
Обеты крестных.
Первый обет – отрицания от сатаны. Здесь стоит спросить, а кто такой сатана? Некоторые считают, что это просто олицетворение какой-то злой силы или рока, или это просто все злое, что только есть на свете. Это будет неправильным ответом. Сатана – это такая же личность, как и мы все. Существо, облеченное разумом и свободной волей. Некоторые говорят, что существуют инопланетяне или какие-то барабашки. Священное Писание тоже говорит, что наш мир не простой, он сложный, в нем есть еще другой мир, невидимый нами. Невидимый мир (это не инопланетяне и не барабашки) – это мир добрых духов – ангелов и злых – демонов. Дух – это значит существо, тело которого по сравнению с нашим тонкое, эфирное, но все-таки не эфемерное. Так вот, сатана – это ангел, который был сотворен как и другие добрым, но по своей гордости восстал против Бога. Слово сатана переводится как «противник», а дьявол – другое имя сатаны – «клеветник». Противник Бога, клеветник на Бога перед другими ангелами и перед людьми. Следовательно, всякий человек, противящийся Богу или наговаривающий, клевещущий на другого, встает на сторону сатаны.
В чем состоял смысл грехопадения? Человек был сотворен совершенным по естеству, то есть в своих возможностях, но он не обладал еще всей полнотой совершенства нравственного. Его он должен был приобрести сам, через свободный выбор. Это подобно тому, как человек, например, физик, выпускник института, обладающий базой знаний, может в дальнейшем направить их на добро и созидание, а может направить на зло и разрушение, строить атомные электростанции или атомные бомбы. Именно для свободного выбора и росло в Раю древо познания добра и зла. Соблюдение заповеди не вкушать плодов с древа познания добра и зла фактически означало, что человек признавал: в этом мире что есть зло и что есть добро определяет Бог. Ему нужно было только соблюдать это. Как, например, ребенок рождается в этот мир и приходит в семью, которую сам не выбирает, родители учат его правилам жизни в этой семье. До тех пор, пока ребенок соблюдает эти правила, он признает волю родителей и то, что добро, а что зло определяют они. В этом состоит его нравственный выбор. Когда он вырастет, ему уже не нужны будут запреты, он уже сам будет все понимать. Если же ребенок воспротивится и начнет делать то, что запрещено, это будет фактически означать восстание против родителей.
Дьявол предлагает Еве встать в число богов («Вы станете как боги, знающие добро и зло»), если она вкусит запретный плод или, иначе говоря, нарушит заповедь. «Познать» на языке Священного Писания означает фактически стать хозяином, завладеть. Познать добро и зло не означает поумнеть, потому что Адам и так был сотворен совершенным. Это означает, что теперь человек сам будет определять для себя, что добро, а что зло, что правильно, а что нет независимо от Бога. С тех пор мы бесконечно спорим, один говорит: «Я знаю, что правильно», другой: «Нет, я». Произнося обет отрицания от сатаны, мы фактически возвращаемся назад и говорим, что отныне для нас что добро, а что зло определяет Бог и Его заповеди.
Ева взяла и ела, и дала мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них и увидели, что они наги. Правда иногда бывает очень жестокой, а последствия ее познания еще тяжелей. Выйдя из повиновения Богу, человек лишился и божественного покрова, благодать отошла от него, первые люди увидели свою наготу и устыдились. Почему раньше они не видели этого? Они видели, но в своей простоте, как дети, не имели страстей, а значит, не имели и стыда. Есть еще толкование у святых отцов: Адам и Ева не видели наготы друг друга, потому что каждый из них жил не собой, а другим, словно одна душа на два тела. Человек был сотворен по образу Бога. Мы веруем в Бога Троицу, но не троих Богов, а одного Бога. Три личности так соединены в любви между собой, что составляют одного Бога. Не нужно забывать, что у Бога нет тела, Он чистый дух и в отличие от нас не разделен физически. Тайна Троицы это тайна любви. Христианское понятие о любви как раз и зиждется на этом догмате. Почему Бог такой, мы не знаем, но через это откровение Он открывает нам, что такое любовь. Подобное единство может быть было и у человека, или полноты его он должен был достичь, но после грехопадения в душе каждого из людей поселился эгоизм, каждый стал сам определять для себя, что есть добро, а что зло. Они почувствовали свою разделенность: «Я - другой, она - другая». Любовь как единство двоих исчезла. Человек распался на две половинки. Появилось понятие мужской пол и женский. С тех пор мы ищем свою половинку. Но мы ищем не просто мужчину и женщину, с кем я буду жить, мы ищем человека, с которым я снова стал бы одним целым, чтобы опять одна душа была на два тела. Но, скажем сразу, в нашем мире это, увы, как мечта о потерянном рае, того единства в полноте достичь невозможно. Эта мечта или тоска о любви остается нам, как генетическая память в напоминание о том, что имели первые люди, и что могли бы иметь мы, если бы соблюдали заповедь и жили в Раю. Сейчас мы знаем только слабое подобие той любви, и всему виною наш эгоизм. Отрицаясь от сатаны, мы тем самым обещаем бороться со своим эгоизмом.
Вторым обетом является обет сочетания с Богом. Что значит сочетаться? Знакомое слово бракосочетание означает соединение в брак. А как можно сочетаться с Богом, посредством чего? Первое - это то, зачем, собственно, и приходят на крещение – таинство. Крещение, потом причастие, исповедь для кающихся, соборование для болящих, венчание для брачующихся. Второе – молитва. Когда мы разговариваем с человеком, мы входим с ним в общение, а разговор с Богом называется молитва. Третье – это исполнение заповедей. Странно выглядит, когда молодой человек говорит девушке о своей любви, а руку не предлагает. Любовь должна выражаться в делах, без них слова останутся только словами. Вера без дел мертва, читаем мы в священном Писании. «Любящий Меня, заповеди Мои соблюдет», - говорил Христос своим ученикам. Очевидно, что любовь к Богу должна выражаться в соблюдении Его заповедей. Сколько заповедей мы знаем? Некоторые слышали, что их десять, еще меньше тех, кто может их назвать и еще меньше тех, кто знает, что это относится всего лишь к Ветхому Завету, а мы живем и крестимся уже в Новый Завет. Повторимся, что заповеди сопоставимы с условиями договора, приходя к подписанию которого, хорошо бы заранее ознакомиться с условиями, которые обязуешься исполнять. Потому-то к крещению нужно готовиться сознательно, даже если мы крестим несмышленных младенцев, мы – родители – за них заключаем договор с Богом, и отвечать по договору будут не только они, но и мы.
Продолжение следует.
Протоиерей Андрей САВЕНКОВ.