Участники кружка «Юный исследователь родного края» МОУ «Атратская СОШ» провели работу по изучению участия наших земляков в Великой Отечественной войне. Из нашего маленького села Атрать ушли на фронт почти 200 человек. Все они совершали ратный подвиг, зачастую отдавали свои жизни за свободу родного государства, за весь наш город. Немногим из ушедших на фронт суждено было вернуться домой. Не все смогли стать героями, но то, что они беззаветно служили Родине – это бесспорный факт.
Одним из тех, кто воевал на фронтах Великой Отечественной войны, был М.И. Немов. Изучению его жизни и подвига посвятила работу Татьяна Ефремова. Все сведения получены ею от вдовы Н.М. Немовой. Мы благодарим Нину Максимовну за предоставленную информацию.
Страницы жизни М.И. Немова интересны хотя бы потому, что о том корабле, на котором он служил в годы войны, есть статья в журнале «Вокруг света» (1991 год).
М.И. Немов родился 22 ноября 1918 года в селе Покурлей Черкасовского района. В 1938 году был призван в ряды Красной Армии в отряд подводного плавания имени С.М. Кирова, где пробыл до 1939 года, оттуда был направлен на полуостров Ханко в Финляндии. Михаил Иванович служил подводником на лайнере «Иосиф Сталин». В начале декабря 1939 года противник загнал их корабль на минное поле. Из 600 человек экипажа в живых осталось около 200. После этого похода Михаил Иванович 6 месяцев провел в госпитале в городе Хельсинки. Великая Отечественная война застала его в Финляндии. В декабре 1942 года по решению командования Ханко был покинут, воинов должны были перебросить в Ленинград. Во время пути фашистские самолеты разбомбили транспорт.
Затонуло около 500 человек. Затем Михаил Иванович служил в Воронеже до окончания войны. Домой вернулся в 1946 году. Боевой путь Михаила Ивановича отмечен государственными наградами – два ордена и медали, одну из которых – медаль «За отвагу» – он получил за спасение медсестер с тонущего корабля. Их посадили на шлюпки, но все-таки лодки потом перевернулись.
Михаил Иванович был грамотным человеком, он окончил художественную школу. Все то время, когда он служил, его посылали что-то подписывать, потому что из всех он был грамотнее.
О трагической судьбе подорвавшегося и покинутого на минном поле турбоэлектрохода «Иосиф Сталин», на котором служил наш земляк, умалчивалось много лет. Активные розыски, встречи с защитниками Ханко, записи ушедших из жизни позволили вновь вернуться к событиям, связанным с «Иосифом Сталиным».
Вот, что написал Михаил Иванович на странице журнала: «Дорогие мои дети, а также внуки! На корабле «Иосиф Сталин», на котором я находился, на котором жизнь моя была на волоске, на этом корабле мы, 5,6 тысяч солдат, шли с полуострова Ханко на защиту Ленинграда, почти все погибли, а Бог меня спас, я остался жив. Знайте, что ваш отец или дедушка, был настоящим моряком. Я учился в Ленинграде и был рулевой и сигнальщик на подводной лодке, раньше служили по пять лет».
По словам вдовы Н.М. Немовой, он часто вспоминал о тех трагических событиях. И вот, что он рассказывал. На Ханко прибыли вместе со своими товарищами. Возводили аэродром, подземные укрытия для людей и самолетов.
О том, что должны были оставить Ханко, бойцы не знали до последнего дня. Перед уходом без шума уничтожили или привели в негодность все оборудование базы. Паровозы и вагоны сбросили в воду. Брали только оружие, боеприпасы и продовольствие. Противник обнаружил наши действия и начал обстрел порта.
Караван тронулся в ночь со 2 на 3 декабря. На лайнере, не считая команды, находилось 5589 ханковцев. Среди ночи раздался сильный взрыв. Потух электрический свет. Все бросились к выходу, но командиры уже перекрыли двери и приказали всем оставаться на месте. Через некоторое время раздался второй взрыв, сильнее первого. Снова потух свет. На палубе, где Михаил оказался вместе с другими бойцами, была полная неразбериха. Люди метались по судну, не понимая, что произошло. Судно содрогнулось от третьего взрыва. Стонали и кричали раненые. Обезумевшие люди заполняли спасательные шлюпки, прыгали за борт. Одна из шлюпок перевернулась вместе с людьми. Началась перестрелка. Трудно было понять, что происходит, и что нужно делать. Один из бойцов держал в руках два спасательных круга. Михаил попытался захватить один из этих кругов, но не смог.
На подходящие военные корабли начали переносить раненых. Эсминец «Славный» попытался взять лайнер «Иосиф Сталин» на буксир, но его нос подорвался на мине. Корма была оторвана раньше. Уцелела только середина судна, забитая мертвыми, живыми и ранеными. На военные корабли сняли очень много раненых. Вокруг корабля плавали изуродованные трупы бойцов и командиров.
Не знаю, почему о корабле была такая забота. Может, действительно беспокоились о раненых и убитых. Но, как Михаил услышал позже, дело было скорее в … названии корабля – «Иосиф Сталин». Нельзя было допустить, чтобы лайнер с таким названием попал в руки врага, а значит следовало спасти и людей с него.
Между тем, корабль оставался на плаву. Через день лайнер заметили немецкие корабли.
По словам некоторых однополчан, их взяли в плен, предварительно забрав оружие. А уж рассказывать об участи пленных нечего, ясно, что их ожидали непрерывный ужас и многолетние страдания в фашистских застенках.
Сам Михаил Иванович Немов избежал плена, но был ранен, полгода провел в госпиталях. Затем служил на других фронтах. Войну он закончил в Воронеже.
Немов получил многочисленные награды. После войны М.И. Немов работал завторгом Кирского рабкоопа Ала-тырского райпотребсоюза. Женился, вырастил троих детей. Умер Михаил Иванович несколько лет назад.
Г. Долгова, руководитель кружка «Юный исследователь родного края».