Совсем немного времени осталось до того момента, когда над городом зажжется новая храмовая свеча. Строительство долгожданного храма в честь иконы Божией Матери «Нечаянная радость» на территории городского кладбища близится к завершению: осталось закончить её внутренне убранство.
Нам, не искушенным во всех тонкостях строительства храма, даже и не представить, сколько трудностей приходиться претерпевать настоятелю храма Рождества Пресвятой Богородицы, благочинному, отцу Владимиру Теплову, взявшему на себя этот тяжелый, но благодатный крест возведения нового храма в городе. Где найти средства на строительство «в кризисное время»? Как художественно оформить новое место молитвы? Где найти нужные материалы? Где найти мастеров?
«Без Меня не можете делать ничесоже»… Молитва, труды и смирение батюшки и прихода храма Рождества Пресвятой Богородицы снискали Божию благодать: «Я ничего не могу», - говорит отец Владимир, - «Господь все дает», - не раз повторяет он. Дал Господь батюшке замечательных людей и мастеров. О них сейчас речь.
Самое главное место в храме - алтарь, украшается сейчас мозаикой, выполненной московскими мастерами – Алексеем Мальцевым, Анастасией Денеш и Игорем Максимовым. Все они – однокурсники, выпускники 2006 года Московского государственного академического художественного института имени В. И. Сурикова. Учились они в мастерских, одной их которых руководит профессор, специалист по фреске, монументалист Максимов Евгений Николаевич, росписи которого можно увидеть в Оптиной пустыни; другой мастерской руководит Карнаухов Александр Давидович.
Работа в алатырском будущем храме Божией Матери «Нечаянная Радость» у них не первая. Они - не только мозаичисты (так правильно называются специалисты по мозаике), но и художники-монументалисты. В Москве их произведениями полностью оформлены станции метро «Славянский бульвар» и «Сретенский бульвар». Над алтарной мозаикой храма «Нечаянная радость» они начали работать с декабря 2009 года. Первым шагом творчества был сделанный по обмерам и фотографиям макет алтаря. Когда идея была одобрена Владыкой Варнавой, мастера начали работу в своей мастерской в Москве.
Уникальный по своему воплощению образ «Милостивого Спасителя» в конхе алтаря художники сделали по образцу мозаики храма Святой Софии в Константинополе. Желая добиться именно живого лика Христа, они использовали разные цветные грунты, что позволяет увидеть как бы меняющийся лик в разное время суток. Не один раз в их мастерской был отец Владимир: по его совету «в рабочем порядке» меняли уста и силуэт Лика. Добивались того, чтобы молящихся ничто не отвлекало от самого главного в образе Христа – от Его очей. И, действительно, даже в ещё незаконченном оформлении алтаря, глаза Спасителя притягивают своей неземной, и, одновременно, человеческой красотой. Сейчас, в конце июля, Алексей и Игорь украшают алтарную арку образами евангелистов, сделанных в медальонах. К сожалению, черно-белые газетные фотографии не передают всей красоты замечательной мозаики.
«Мастером от Бога» называет отец Владимир Ольгу Норкину, иконописца, написавшую все иконы для нового храма. Закончив иконописную школу в г. Дубна Московской области, она осталась там преподавать до 2000 года. Отца Владимира она знала ещё раньше, когда батюшка занимался изучением и собиранием фольклора.
Всего лишь за 3 месяца, с мая 2010 года, Оля написала все иконы для храма, кроме икон праздничного чина иконостаса. Образы Архангелов Михаила и Гавриила, святых: равноапостольного князя Владимира, благоверного князя Андрея Боголюбского, преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского соединились в иконостасе как собиратели Земли Русской. Все они предстоят пред иконой Божией Матери «Державная», которая будет находиться в храме как главная алтарная икона. Все иконы написаны в стиле, который воплотил в себе как византийский, так и древнерусский стили.
Светлана Мигунова, преподаватель мировой художественной культуры МОУ «Гимназия № 6».