Замечая перед Днем города положительные перемены в облике любимого Алатыря, я задумался о религиозном значении красоты. Действительно, «если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно». Если цветы распускаются, значит, в этом должен быть смысл. Или он в том, чтобы насекомые заметили красоту цветка и опылили его? Не думаю, насекомые ориентируются по запаху. А если учесть невероятное разнообразие в мире цветов, трав, деревьев, ландшафтов, как это понять верующему человеку?
Есть в нашем городе особенно красивые места и, здесь согласятся и верующие, и неверующие, это храмы. И что замечательно, особенно красива бывает природа именно вокруг храма. Это не случайно.
Храм по православному учению есть дом Божий, место встречи человека и Бога, посвященное молитве и прославлению Бога. В храме все напоминает о величии Творца и красоте творения, храм – икона Вселенной, то есть умное видение мира, иерархически упорядоченного и устремленного в горнее. В православном храме Спаситель в таинстве Евхаристии приносит Себя в жертву за грехи людей и через Причащение Святых Тайн очищает верных от греха. В пространстве храма, в его совершенных линиях непостижимо соединяются скорбь о совершенных грехах и радость прощения прегрешений, сострадание распятому Христу и умиление долготерпением Божиим, трепет перед непостижимостью Божьего Промысла и надежда на Его бесконечное милосердие. Определяющей идеей храма является примирение человека с Богом: «на земле мир и в человецех благоволение».
Если храм для входящего в него человека есть образ Царства Небесного, где сердце человека умиленно встречается с Богом, то окружающее храм пространство обращает наш мысленный взор к ветхозаветным образам райского сада - Эдема, с которого началась жизнь рода человеческого во Вселенной. Образ райского сада есть икона мира до грехопадения, икона природы, не пораженной еще язвой греха. Чудесные цветы, изумрудные поляны, тенистые кроны зеленых деревьев радуют взор как верующего, так и неверующего человека, но верующее сердце в красоте живой природы прозревает дар Бога своему любимому творению: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Бытие, 1:28). Человек был поставлен над всем миром как мудрый и любвеобильный садовник, поэтому всякий сад есть воспоминание о потерянном Рае. Однако лишь сад вокруг Божьего храма есть воспоминание о будущем, когда «отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Апокалипсис 21:4).
Литургийное значение не только храма, но и насаждений вокруг него, определяется чувством присутствия Божия в той земной красоте, где человек соработничает Богу, прозревает замысел Божий в формах, линиях и палитре окружающего мира. Растительное разнообразие не прихоть ландшафтного дизайнера, а образ преизобилия небесной красоты, уготованной от века всем ищущим спасения. Симметричная ландшафтная разбивка, гармоничный ритм клумб и газонов, дорожек и цветочных гряд напоминает таинственное видение Небесного Иерусалима Иоанном Богословом (Апокалипсис 21:12-21).
Ландшафт, окружающий храм, готовит верующего к вхождению в Дом Божий. Красота природная, облагороженная красотой рукотворенной, есть призыв к соработничеству с Богом в воссоздании поруганной красоты человеческой души, что и является главным назначением храма. Эту гармонию храма и окружающего его ландшафта особенно остро чувствуют дети и старики, первые, как не утратившие еще остроты чувств пришельцы, вторые, как умудренные жизненным опытом жители Земли, вернувшиеся к той пристани умиротворения и покоя, которую некогда покинули в надежде приобрести весь мир.
Настоятель Иверского храма иерей Олег ВОСТРИКОВ.