Сергею Апраксину шел 17-й год, когда учеником девятого класса пришел он в Алатырский аэроклуб. Многие стремились тогда в авиацию, набиравшую в ту пору высоту. Непременно хотелось научиться летать и Сергею.
Программа обучения подходила к концу. Много планов и надежд строили выпускники аэроклуба, мечтая о дальних перелетах, новых рекордах. Но все обернулось по-иному. Тень фашистской свастики нависла над нашей Родиной. Молодежь поступала в летные школы. Курсантом военного авиационного училища стал и Сергей Апраксин. А через неделю началась война.
Учиться в военном училище было намного сложнее. Ведь быть летчиком не значит только уметь управлять самолетом. Настоящий военный летчик формируется не сразу. Пройдет немало времени, прежде чем курсант авиационного училища приобретет свой «почерк», свою «походку» в воздухе, станет настоящим военным летчиком.
В ожесточенных воздушных схватках приобретался опыт, закалялся характер молодых летчиков. Апраксин старательно изучал действия старших товарищей в бою, тактику врага, кропотливо отбирал самое ценное, что могло пригодиться в дальнейшем. Постепенно приходило мастерство. К исходу второго месяца боев он уже считался в эскадрильи одним из лучших мастеров штурмового удара.
Свыше тридцати вылетов на штурмовку боевой техники и живой силы противника совершил в сентябре-декабре 1944 года над территорией Белоруссии и Литвы младший лейтенант Сергей Апраксин. Приведем лишь два боевых эпизода из его летной книжки.
...23 октября 1944 года группа из шести штурмовиков ИЛ-2 атаковала 14 контрнаступающих танков, 15 автомашин и роту пехоты противника в районе Друттишкен. В этом бою лично Апраксиным были уничтожены один танк, одна автомашина и до двадцати гитлеровцев. В результате успешного бомбо-штурмового удара, нанесенного штурмовиками, была сорвана контратака противника по прорыву окружения.
8 декабря 1944 года младший лейтенант Апраксин в паре с командиром звена С.А. Ивановым вылетел с задачей найти и уничтожить железнодорожный эшелон противника. Низкая облачность и туманная дымка затрудняли поиски цели, но Апраксин, не считаясь с тяжелыми условиями, нашел заданную цель и при сильном зенитном огне произвел две атаки на железнодорожный состав. Из строя были выведены паровоз и много вагонов.
В январе 1945 года развернулись ожесточенные бои на Кенигсбергском направлении. Небо над Восточной Пруссией разделилось на три яруса. Самый верхний его ярус день и ночь пронизывали снаряды и трассы пулеметных очередей. Там на большой высоте сражались советские истребители с ожесточенно кидавшимися в свои последние атаки истребителями врага.
В среднем ярусе, прячась в облаках, неслись со своим грозным грузом на бетонные доты врага, на его каменные крепости советские бомбардировщики. А в нижнем ярусе неба - почти над самой землей - летали штурмовики, поддерживая свою пехоту и танки и преследуя отступающие немецкие части.
3 февраля группа штурмовиков получила задание ликвидировать контратакующие танки и пехоту противника в районе Хайде Вальдбург. Зенитная артиллерия врага неистовствовала. В шлемофоне Сергея раздался голос командира: «Подавить зенитные точки!» Выполняя приказ, Апраксин снизился до бреющего полета и пушечно-пулеметным огнем в упор расстрелял зенитчиков. Им были уничтожены три автомашины, две зенитные батареи и до 15 гитлеровцев.
Свыше пятидесяти боевых вылетов совершил Сергей Апраксин в дни ожесточенных боев в Восточной Пруссии. Грудь воспитанника Алатырского аэроклуба украсили два ордена Красного Знамени и орден Отечественной войны II степени, а Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года ему присвоено звание Героя Советского Союза. Как свидетельствует командир штурмового авиационного полка Герой Советского Союза подполковник Смильский, Апраксин С. А. в результате эффективных бомбардировочно-штурмовых ударов лично уничтожил и повредил: 11 танков, 69 автомашин, 12 артбатарей, 47 повозок с грузом, взорвал 3 склада боеприпасов, создал 4 крупных взрыва и 18 очагов пожара в местах скопления техники противника и уничтожил 350 гитлеровцев.
На том же ИЛ-2, на котором громил фашистов, С. А. Апраксин принял участие в Параде Победы.
После окончания Великой Отечественной войны С. А. Апраксин занимал в Военно-Воздушных Силах ряд командных должностей.