В редакцию «Православного Алатыря» пришел вопрос от наших читателей: «В церкви мы заказываем поминовение о здравии и о упокоении. Расскажите, что это значит, что делают священники с этими записками, которые им передают в алтарь?».
Церковное поминовение о здравии и о упокоении – древняя традиция христианства: «Молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может… молитва праведного» (Иак.5:16). Священник – предстоятель молящихся в том или ином храме – от лица всех верующих приносит молитву Богу, поминая тех, чьи имена написаны в записках.
На литургии можно подавать записки:
- на проскомидию – первую часть литургии, когда за каждое имя, указанное в записке, из особых просфор вынимаются частицы, которые в конце литургии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов поминаемых; на проскомидии поминают также имена, вписанные в синодики для поминовения в течение 40 служб («сорокоуст»), на полгода и на год;
- «на обедню» – так в народе называют литургию. Обычно по таким запискам священники не только вынимают частицы на проскомидии, но и читают имена перед престолом во время литургии в соответствующее время;
- на особое прошение (в тех храмах, где это принято). Имена по таким запискам включаются в особые молитвенные прошения («Врачу душ и телес», «О путешествующих», «О просимом», «Благодарение Господу…», «О заключенных», «Об умножении любви и искоренении ненависти»).
Некоторые прихожане, подавшие записки, с нетерпением ждут, когда прочитают заказанные ими имена, не обращая внимания на ход службы. Нередко, не услышав или не расслышав «своих» имен, такие люди огорчаются и даже гневаются. Заметим, что такие люди нередко подозревают, что их обманывают не только в Церкви, они никому не верят и постоянно ищут повод для обвинения окружающих в своих несчастьях.
Хочется напомнить, что Церковь есть объединение верующих, ищущих спасения души. Личное участие в жизни храма, в церковной службе, в пожертвованиях на храм основано на взаимном доверии. Поэтому нет никакого смысла жертвовать на храм (а подавая записки о здравии и о упокоении, мы даем определенную сумму на храм как пожертвование), если человек не доверяет служащим в этом храме.
Сущность жертвы заключается в доверие. Если жертвователь не доверяет тому, кому он жертвует, доверяет ли он Богу, ради которого эта жертва приносится? Благоразумно поступают те, кто внося свою лепту, не беспокоятся о дальнейшем, ибо главное уже произошло: жертва Богу принесена.
Редактор вестника иерей Олег ВОСТРИКОВ.