День 3 декабря в череде Дней семьи был посвящен теме милосердия. Утром в Доме милосердия при Иверском храме состоялся «круглый стол» «Традиции милосердия». На «круглый стол» собрались священники, представители городской администрации, комиссии по делам несовершеннолетних, социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, педагоги коррекционной школы-интерната.
В своем вступительном слове Вероника Алексеевна Исаева отметила, что в последнее время в силу разных обстоятельств церкви все чаще приходится брать на себя функции, связанные с социальной защитой людей, которые выполняло государство. Сопредседатель «круглого стола» настоятель Иверского храма иерей Олег Востриков возразил, что все обстоит ровно наоборот. Церковь вновь начинает заниматься тем, чем занималась с момента возникновения (почитайте Деяния апостолов об избрании первых диаконов): кормила голодных, одевала нагих, посещала заключенных и больных. Именно это заповедал Господь Иисус Христос (Мф. 25: 35-36). После революции государство взяло на себя функции социального служения, изолировав церковь от общества. Сложилось положение, когда люди зачастую остаются глухими к чужой беде, считая, что помощь нуждающимся – обязанность власти.
Настоятель Иверского храма рассказал о традициях милосердия на приходе, которые были заложены игуменом Василием (Паскье). Ведется большая работа с заключенными исправительной женской колонии в г.Алатыре: еженедельно совершается богослужение во вновь освященном храме в колонии, два раза в неделю идут занятия в духовной школе колонии, где учится более 30 осужденных женщин. В Доме милосердия существует приют для бездомных, однако юридическая сторона помощи тем, кто утратил жилье и нуждается в поддержке, не проработана. Требуются совместные усилия благочиния и администрации города для выстраивания действенной системы помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Настоятель храма Усекновения Главы Иоанна Предтечи протоиерей Андрей Савенков рассказал о работе центра «Благовещение», который занимается вопросами помощи беременным женщинам, оказавшимся в критической жизненной ситуации. На приходе сложилась система поддержки семей с детьми, собираются и распределяются детские вещи.
Сотрудники Дома ребенка и коррекционной школы-интерната поделились своими успехами и проблемами в работе с социальными сиротами. Они как никто другой в полной мере сталкиваются с последствиями деформаций семейной жизни, отсутствием системы подготовки детей и молодежи к созданию своей семьи.
Автор проекта фестиваля творчества инвалидов Александр Коротин рассказал об итогах проведения этого фестиваля в Алатыре. Его глубоко личное выступление было с большим
сочувствием принято присутствующими. В заключение Вероника Алексеевна Исаева выразила надежду на дальнейшее тесное сотрудничество в делах милосердия церкви, государства и гражданского общества.
Мысли о милосердии
В прошлое воскресение православная церковь вновь осмысляла евангельскую притчу о добром самарянине (Лк. 10: 25-37). Это трудная притча, не в плане понимания – здесь все прозрачно, а в плане исполнения. Ибо в основном мы остаемся фарисеями, вопрошающими Христа: «А кто есть ближний мой?». То есть каждый раз, когда Христос стоит перед нами голодный, или холодный, или больной, мы перебираем в голове причины, по которым не можем сейчас вот для этого человека сделать добро, мы доказываем сами себе, почему он нам не ближний… А если и дадим 10 рублей, то не от чистого сердца, а от холодного рассудка, от своего фарисейства: я подаю милостыню. Как нам не хочется держать в своем сердце дела Иоанна Милостивого, Иоанна Кронштадтского, Иоанна Шанхайского, которые чуть ли не каждый день возвращались домой босыми, потому что свою обувь отдавали нуждающимся – мы эти дела знаем, но не держим в своем сердце.
Мы остаемся фарисеями, когда каждый раз при виде нищих ругаем власть, экономический кризис или самих нищих (за их лень, хитрость или неприспособленность к жизни). Потому что Христос вновь и вновь проверяет нашу совесть, а мы вновь и вновь не сдаем экзамен на человечность. Существует множество аргументов, чтобы не помогать другому, пословицы и поговорки, которые освобождают нас от ответственности, но вся эта наша броня – из картона.
Я могу объяснить, почему власть уже не надо ругать. Не потому, что тем самым мы оправдываем себя (а осуждением властей мы оправдываем себя). Теперь все происходит как бы само по себе – действует власть в ту или противоположную сторону, зло воспроизводим мы сами, уже не замечая этого. Что делать? В условиях автоматического воспроизведения зла, в условиях саморазрушения нас спасет только запуск противоположного по направленности механизма – механизма добра. Также безотчетно, как мы научились воспроизводить зло, нужно воспроизводить добро. Милосердие – это абсолютно бессмысленная в нашем прагматическом веке акция, но именно милосердие может сделать нас неуязвимыми для зла.
Священник Олег Востриков.